политика, политики, мн. нет, жен. (греч. politike).
1. Деятельность государственной власти в области управления и международных отношений; деятельность той или иной общественной группировки, партии, класса, определяемая их целями и интересами. Мирная политика СССР. Агрессивная политика фашистских государств. Внешняя политика. Внутренняя политика. Экономическая политика. Финансовая политика. Внутренняя политика. Экономическая политика. Финансовая политика. Культурная политика. - Наша политика состоит в том, чтобы между партийными и беспартийными рабочими существовала атмосфера "взаимного доверия", атмосфера "взаимной проверки" (Ленин). *****
3. перен. Хитрость и уловки в отношениях с людьми, хитрый, уклончивый образ действий (разг.). Я твою политику насквозь вижу. «Отец протопоп Савелий начал своею политикой еще более уничтожить меня.» Лесков.
4. События и вопросы внутренней и международной общественной жизни. Текущая политика. «Он кроток и рассудителен, но когда говорят о политике, то выходит из себя.» Чехов. Заниматься политикой. Нельзя быть вне политики.
5. Революционная работа, участие в революционном движении (разг. устар.). Посадили в тюрьму за политику.
6. Политические знания, политические предметы (разг. неол.). Он силен в политике.
7. Вежливое, обходительное обращение (прост. устар.). «Ни внутренней, ни внешней политикой захолустье не занималось и под словом "политика" разумело учтивое обращение.» Горбунов.
(греч. politika государственные или общественные дела, от polis государство)
сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами; одна из социальных наук. П. возникает вместе с государством, которое призвано обеспечить в обществе гражданский порядок, противостоять внешней агрессии и заставлять граждан соблюдать законы и не нарушать норм общественной морали. П. отражает взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для данного социума. В зависимости от формы и методов осуществления власти П. может быть авторитарной и демократической.
Государственная П. осуществляется по различным направлениям человеческой деятельности, например выделяются: П. экономическая, демографическая политика, П. в области здравоохранения, социального обеспечения, науки, культуры, экологическая, государственная политика в области образования, семейная, молодёжная и др.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 204)
♦ А. Осповат: "Книга Эйдельмана о Лунине была важней, чем Лебедева о Чаадаеве (только цитаты!) или Белинкова (только памфлет!), — она показывала легальную оппозицию в условиях деспотизма, политику как искусство для искусства, Лунин был как бы депутат от Нерчинского округа в несуществующий парламент. А Белинков — это, так сказать, листовка в 500 страниц".
♦ ж. греч. наука гос. управленья; виды, намеренья и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем, нередко скрывающий первые. Политика тухлое яйцо, Суворов. Вообще уклончивый и самотный образ действий. ПОЛИТИК, м., умный и тонкий (не всегда честный) гос. деятель, вообще скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать. ПОЛИСТАВРИЙ, -рион, крещатые архиерейские ризы, фелонь, итд. (Даль).
(греч. politike – искусство управления государством) – область взаимоотношений и различных видов деятельности между социальными общностями людей по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых выступает политическая власть.
Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее – прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.
Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.
Как сложное социальное образование политика внутренне структурирована, организована. К ее элементам относят: политические организации, институты власти; отношения между ними по различным проблемам, основной из которых выступают отношения властвования; политическое сознание и политическая духовность в целом; различные нормативные идеи, концепции, в том числе и политико-правового характера. В целом они выражаются в различной степени политической активности субъектов, представленной на трех основных уровнях политического бытия. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями, профсоюзами, корпоративными объединениями и т.п. Макроуровень политики – это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями: ООН, ЕС и другими, а также характером взаимоотношений между государствами на международной арене.
Социальное назначение или функции политики многообразны. Отметим наиболее важные из них. Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, политическая социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры. Эти три основные функции – регулятивная, прогностическая и социализирующая – тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика.
Шпак В.Ю.
Политика
♦ Politique
Все, что касается жизни полиса, в частности управления конфликтами, расстановки сил и власти. Значит ли это, что политика равнозначна войне? Нет, политика скорее стремится избежать войны и преодолеть опасность ее возникновения. Политика есть управление невоенными средствами антагонизмами, союзами, отношениями господства, подчинения или повиновения. Вот почему она необходима. Мы живем вместе, в одной стране (внутренняя политика), на одной планете (международная политика), наши интересы не всегда сходятся, наши точки зрения различны, как различна и наша история. Эгоизм среди нас правит бал, как и страх, как и непонимание. Разве не нормально, что мы чаще ощущаем друг друга врагами и соперниками, чем друзьями и союзниками? Отсюда множество конфликтов – между отдельными людьми, между классами, между государствами, отсюда и постоянная угроза войны. «Люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума», – говорит Спиноза, поэтому они «влекутся врозь и друг другу враждебны» («Политический трактат», глава II, § 5 и § 14). За 20 веков до него о том же говорил Эпикур: «Человек по природе не предрасположен ни к жизни в обществе, ни к мягкости нравов» (цит. по: Темистий, «Речи», XXVI). История с тех пор не дает особого повода усомниться в его словах, а политика это и есть история в настоящем времени. Разве мало вокруг нас несправедливости? Разве мало творится ужасов? Но мы все равно стремимся к миру и солидарности, потому что это в наших общих интересах. Ни мир, ни солидарность никогда не бывают заданы изначально, за них всегда приходится бороться, их приходится защищать и укреплять. Для этого и нужны партии, профсоюзы, выборы и т. д. Для этого и нужны государства. Для этого и нужна политика. Ее цель – добиться сближения интересов, что подразумевает умение идти на компромисс, и способствовать установлению мира, без которого невозможны ни свобода, ни справедливость. Так что же такое политика? Это общественная жизнь, протекающая в конфликтах при господстве государства и в то же время при контроле над ним (внутренняя политика), жизнь между государствами и под их защитой (международная политика); это искусство брать, удерживать и использовать власть. Это также искусство делиться властью, но лишь потому, что иных способов брать власть и удерживать ее не существует.
, -и, ж.
1. Деятельность государства в области внутренней жизни страны и международных отношений, а также деятельность политических партий, группировок, определяемая их интересами и целями.
* Миролюбивая политика. *
2. Вопросы и события международной, общественной, государственной жизни.
* Текущая политика. *
3. разг. Образ действий, линия поведения человека.
* Тонкая политика. *
|| прил. (к 1 и 2 знач.) политический, -ая, -ое.
* Политическое мышление. Политические проблемы. *
сфера жизнедеятельности общества, система определенных общественных отношений, взаимодействия классов, наций, других социальных групп, государств. Это — совокупность действий, мер, учреждений, посредством которых согласуются интересы отдельных классов разделенного общества, осуществляется преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих слоев посредством представления их как интересов всеобщих. Это — движение определенного класса, социальной группы, стремящихся реализовать свои интересы во всеобщей форме, т. е. в форме, имеющей принудительную и обязательную силу для всего общества. Это стремление сопряжено с завоеванием и использованием государственной власти, целенаправленным влиянием на нее. Результирующим следствием политической борьбы выступает осуществление всеобщечеловеческого интереса, общественного прогресса. П. — это искусство общественного сосуществования, фактор сохранения целостности дифференцированного общества.
см. также Гуманизация политики, Деэтатизация, Политическая социология, Популизм
♦ (ENG politics)
(от греч. politikos - гражданские)
искусство или наука управления. Она также может касаться организованного руководства взаимоотношениями в к.-л. форме сообщества людей. Это понятие включает множество теологических и этических проблем, в том числе взаимоотношения церкви и государства, а также человеческую свободу.
Syn: стратегия, поведение
(греч. politika - государственные или общественные дела, от polis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
ПОЛИТИКА, и, ж.
1. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями. П. мира. Внешняя, внутренняя п. Финансовая п.
2. Вопросы и события общественной, государственной жизни. Текущая п. Интересоваться политикой.
3. Образ действий, направленных на достижение чегон., определяющих отношения с людьми (разг.). Хитрая п. у когон.
| прил. политический, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Политическая борьба. Политические науки. П. обозреватель.
— Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. политическое искусство. П. как наука имеет довольно неопределенное содержание. Для Аристотеля П. была наукой о государстве, такою же она оставалась до последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "П." заявляет, что он понимает слово П. в аристотелевском смысле, как историческое учение о государстве, и сообразно с этим включает в свой трактат только учение о различных государственных формах. Как общее учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие другие. Были попытки обратить П. в учение об обществе и слить ее с социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось преимущественно иное, более узкое понимание этой науки. С увеличением суммы знаний о государстве аристотелевская П. обратилась в целый цикл "государственных наук", из которого выделились политическая экономия, наука о финансах, статистика и различные юридические дисциплины, в том числе государственное право как наука о строении государства и об отношении между верховной властью, ее органами и подданными. Из государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и др.) выделяют "общее учение о государстве" как самостоятельную науку, по своему содержанию всего ближе подходящую к П. Аристотеля. Однако и у этих писателей П. не имеет общего определения. Для Блунчли это наука, рассматривающая "преимущественно течения и изменения государственной жизни", вообще — теория государственной жизни и ее изменений, противополагаемая науке права как теории государственного состояния; П. относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет П. как "науку о средствах, которыми осуществляются в действительности цели государства. К этому определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для него "объектом П. могут быть все события и явления человеческой жизни и деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к осуществлению целей государства". Б. H. Чичерин также считает П. наукой о способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое буквально, слило бы П. с историей или философией истории и лишило бы ее самостоятельного места в ряду наук; но Блунчли ограничивает свое определение, признавая предметом П. только те явления жизни, которые "служат средствами для достижения государственных целей или направлены к известным задачам общественной жизни". Таким образом, П. в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве П. имеет не много общего, так как учение о революциях, напр., в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением. Так, напр., госуд. право изучает структуру государства — но при одинаковом составе, при одинаковой организации госуд. строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает П. Другой пример: уголовное право изучает наказание как главный способ борьбы государства с преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание П. При рационалистическом складе убеждений прежних писателей о П. они ставили общую цель для всякого государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого отношения к П. являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. привел к убеждению, что ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств быть не может: благодаря этому П. приняла более реальный и, в частности, исторический облик; она строится обязательно на фундаменте государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть одной общей цели; государство всегда состоит из многих разнообразных общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким образом, в содержание П. как науки прежде всего вводит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями (см.). Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином П. обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности или неразумности П. того или другого государства, того или другого государственного деятеля, о "коварной П. Англии", "эгоистической П. Бисмарка" и т. п. В П. часто различают два главных направления: "П. реальных интересов" и "П. идеалов", или "П. принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая — к торжеству общих принципов права и справедливости; в пример первой приводят обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П. Англии, в пример второй — П. Священного Союза или П. России на Балканском полуо-ве. Это разделение не выдерживает исторической критики: осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными интересами. П. делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей П., и П. внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя П. делится на П. финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и таможенная П. занимает как бы середину между иностранной и внутренней П. Совокупность технических правила для управления государством и для осуществления его задач — правил, частью построенных на науке П., частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека — составляет П. как искусство.
Литература политики громадна. Кроме древних сочинений Платона, Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме сочинений по частным вопросам, см. В. Constant, "Cours de politique constitutionnelle" (П., 1816—20; 2 изд., Лабуле, П., 1872); Buchez,, "Trait é de politique et de science sociale" (Париж, 1866); Herrenschneider, "La religion et la politique de la société moderne" (П., 1867); Jules Simon, "La politique radicale" (П., 1868); Baillet, "Forces des É tats" (П., 1868); Parieu, "Principes de la science politique" (2 изд., П., 1875); Funck Brentano, "La politique; principes, critiques, ré formes" (П., 1893); Benoist, "La politique" (П., 1894); Dahlmann, "Die Politik, auf den Grund und das Maas der gegebenen Zust ände zurückgefü hrt" (1 т., единственный, Геттинген, 1835; 2 изд., Лпц., 1847); Fries, "Politik oder philosophische Staatslehre" (Иена, 1848); Walter, "Naturrecht und Politik im Lichte der Gegenwart" (Бонн, 1863); Mohl, "Staatsrecht, V ö lkerrecht und Politik" (Тюбинген, 1862—69); Waitz, "Grundz ü ge der Politik" (Киль, 1862); Fr ö bel, "Theorie der Politik (Вена, 1864); Bluntschli, "Gesch. des allgemeinen Staatsrechts und der P. seit dem XVI J. bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864; есть рус. пер.); его же, "Politik als Wissenschaft" (Штутгарт, 1876); Escher, "Handbuch der praktischen P." (1863); Huhn, "P., Grundzuge der praktischen Staats - Kunst" (Лпц., 1865); Holtzendorff, "Prinzipien der P." (B., 1869, 2 изд., 1879); Roscher, "Р." (Штутг., 1892, 2 изд., 1893); Ratzenhofer, "Wesen und Zweck der Politik" (Лпц., 1893); H. Spencer, "Social Statics" (Л., 1851); С. Lewis, "Treatise of the metho d s of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852); Sidgwick, "The elements of politics"; Treitschke, "P." (Лпц., 1897; посмертное издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "П." (М., 1898). Для греческого учения о П. важно соч. Oncken, "Die Staatslehre des Aristoteles". Литературу по истории П. отдельных государств см. при исторических очерках этих государств.
В. В—в.