02 июня 2024
450 тысяч слов
+46 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова полунощница

все
Православие. Словарь-справочник
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Православие. Словарь-справочник

полунощница

   чинопоследование, совершаемое обычно в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

Словарь церковных терминов

полунощница

общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В чин вседневной, состоящей из двух частей, входят: (1я часть) благословение, начало обычное, пс. 50, 118 пс., Символ веры, "Отче наш", пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы, (2я) пс. 129. 133, "Отче наш", тропари, отпуст, ектения. Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо 118 пс. читается 9ая кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо 118 пс., молитвой Троице - вместо Символа веры. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.

Православная энциклопедия

полунощница

   одно из самых поздних по времени богослужений, которое принято совершать в полночь. Посвящается Страшному Суду и будущему пришествию Господа. Полунощница бывает вседневной, воскресной и субботней. В наши дни в приходских храмах ее служат только один раз в году: в полночь перед Пасхой.

Словарь Ефремовой

полунощница
  1. ж. устар. То же, что: полуночница (1*).
  2. ж. устар.
    1. Одно из вечерних богослужений православной церкви.
    2. Молитвы, читаемые во время такого богослужения.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

полунощница

(μεσονύκτικός) — так называется церковная служба, которая совершается в полночь и во всякий час ночи до утра. Во время гонений ночное время было самое безопасное для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (посл. 2 к Григор. Назианз.). По мнению толкователей, П. установлена, во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг И. Христа пред отшествием Его на вольные страдания (Матф. XXVI, 36—44; Марк. XIV, 32—39; Лук. XXII, 41—46); во-вторых, для постоянного напоминания о дне второго пришествия Христова, которое, по общему верованию церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах (Матф. XXV, 1—13), имеет быть в полночь; в-третьих, наконец, для призыва верующих и в полночь к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Господа. П. бывает вседневная, субботняя и воскресная. Вседневная П. состоит из чтения покаянного псалма (50), псалма 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, Символа веры, песни "Се жених грядет в полунощи", псалмов 120 и 133 и тропарей "покойных". Об отличиях субботней полунощницы от вседневной и воскресной П. — от вседневной и субботней см. прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888). Ср. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); прот. Дан. Смолодович, "Литургика, или наука о богослужении православной вост. кафолической церкви" (Киев, 1868).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом полунощница

  • Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо псалма 118, молитвой Троице – вместо Символа веры.
  • Утреннее богослужение – это полунощница, утреня, первый час.
  • Вся полунощница оканчивается ектениёю, в которой, молясь о всех живущих, не только любящих, но и ненавидящих нас, молимся и об отшедших отцах и братиях наших.
  • Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие – на час, следующий за «вечерею» (то есть за вечерней трапезой), полунощница – на полночь, утреня – на утренний час, обедня (Литургия) – на обеденный, то есть полуденный час, Первый час – по нашему значит 7-й час утра, Третий час – наш 9-й час утра, Шестой час – наш 12-й час, Девятый – наш 3-й час пополудни.