чинопоследование, совершаемое обычно в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.
общественное богослужение, совершаемое в полночь. Полунощница посвящена грядущему пришествию Господа и Страшному суду. Различается вседневная, субботняя и воскресная. В чин вседневной, состоящей из двух частей, входят: (1я часть) благословение, начало обычное, пс. 50, 118 пс., Символ веры, "Отче наш", пение тропарей, посвященных второму пришествию, отпустительные молитвы, (2я) пс. 129. 133, "Отче наш", тропари, отпуст, ектения. Субботняя полунощница отличается тропарями, вместо 118 пс. читается 9ая кафизма. Воскресная полунощница состоит только из первой части, отличается ипакоями вместо тропарей, каноном вместо 118 пс., молитвой Троице - вместо Символа веры. В настоящей приходской практике полунощница почти не совершается.
одно из самых поздних по времени богослужений, которое принято совершать в полночь. Посвящается Страшному Суду и будущему пришествию Господа. Полунощница бывает вседневной, воскресной и субботней. В наши дни в приходских храмах ее служат только один раз в году: в полночь перед Пасхой.
(μεσονύκτικός) — так называется церковная служба, которая совершается в полночь и во всякий час ночи до утра. Во время гонений ночное время было самое безопасное для богослужения. Вместе с тем церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (посл. 2 к Григор. Назианз.). По мнению толкователей, П. установлена, во-первых, с тем, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг И. Христа пред отшествием Его на вольные страдания (Матф. XXVI, 36—44; Марк. XIV, 32—39; Лук. XXII, 41—46); во-вторых, для постоянного напоминания о дне второго пришествия Христова, которое, по общему верованию церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах (Матф. XXV, 1—13), имеет быть в полночь; в-третьих, наконец, для призыва верующих и в полночь к подражанию ангелам, немолчно прославляющим Господа. П. бывает вседневная, субботняя и воскресная. Вседневная П. состоит из чтения покаянного псалма (50), псалма 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, Символа веры, песни "Се жених грядет в полунощи", псалмов 120 и 133 и тропарей "покойных". Об отличиях субботней полунощницы от вседневной и воскресной П. — от вседневной и субботней см. прот. К. Никольский, "Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888). Ср. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); прот. Дан. Смолодович, "Литургика, или наука о богослужении православной вост. кафолической церкви" (Киев, 1868).