18 мая 2024
450 тысяч слов
+41 за сегодня

Значения слова поминки

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

поминки

поминки, поминок, ед. нет.

1. Обрядовый обед в память умершего (рел.). Справлять поминки. «На погосте поминок не правила.» Мей.

2. перен. Чествование заслуг покойного (разг.). Поминки академика Павлова.

Энциклопедический словарь

поминки

обычай устраивать угощение после похорон, сопровождая его различными обрядами в честь умершего.

Словарь Ожегова

поминки

ПОМИНКИ, нок. Обряд угощения после похорон в память умершего. Справить п. по комн. или по кому-н. Звать на п. На поминках.

Словарь Ефремовой

поминки

мн.
Обрядовый обед в память умершего.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

поминки

— представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое и теперь еще сохраняется у так наз. диких племен. С течением времени П. утратили всякий реальный смысл и обратились в простое переживание древнего обряда. Переживание это встречается среди всех почти культурных народов. П. бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного какого-нибудь умершего, и общие, устраиваемые для всех покойников. В основе тех и других лежит, с одной стороны, представление о бессмертии человеческой души, с другой — представление о продолжении земных отношений за гробом. Загробное существование конструировалось в первобытные времена по типу земного. Смерть изменяла только форму жизни, но не касалась большинства ее функций. Этим объясняются отдельные черты культа мертвых (см. Погребение). Отношения родственные поддерживались и с мертвыми. Усопший находился в непосредственных сношениях со своими родичами; он покровительствовал им, если они, в свою очередь, почитали его. Душа усопшего пребывала главным образом в могиле или же в своем прежнем земном жилище. Обязанностью живых было поддерживать существование умерших, кормить их. Первобытный человек старался быть в этих случаях возможно более точным, так как иначе умерший мог оскорбиться невниманием к нему и отомстить виновному. К культу мертвых родичей присоединился и культ душ умерших вообще, которые также имели большую власть над живущими. Этот новый момент в развитии религиозного культа отвечал известному расширению бытовых реальных отношений, развитию социальных элементов жизни. П. имеют в виду уже и последнюю черту. Усопшие принимают как бы действительное участие в П.; иногда их прямо приглашают на погребальное пиршество. Частные П. у славян совершались в известные дни после смерти (см. Поминальные дни), затем периодически — в день смерти усопшего. Весной или около времени жатвы (время возвращения душ на землю) повсюду совершаются общие П.; так, напр., персы в последние дни года призывали своих fravashi и приносили им жертвы. Часть пищи после П. оставляют иногда на могиле или, если П. совершаются в доме, ставят на стол перед местами, оставленными нарочно для умерших, которые, по общему верованию, приходят на такие поминальные трапезы. Культ мертвых в широком смысле (не одних родичей) отражается при этом в том, что остатки пищи бросают либо под стол, либо за окно; этим кормятся души сирот, о которых некому заботиться.

Со славянскими П. не следует смешивать тризну (см.), которая представляла Собой военный обряд прощания с умершим (= греч. αγών) и существовала, кроме славян, у германцев, у гуннов и др. Факты, относящиеся к П., собраны и освещены у Тэйлора, Спенсера, Липперта, Фюстель де Куланжа ("Гражданская община древнего мира"), Вейнгольда ("Das altnordische Leben"), Афанасьева ("Поэтические воззрения славян на природу"), А. Котляревского ("О погребальных обычаях у древних славян"). Библиографию, кроме указанных работ, см. у Chantepie de la Saussaye, в его "Lehrbuch der Religionsgeschichte" (Фрейбург, 1887; печатается новое издание).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом поминки

  • Досить порiвняти поминки Анхiза в другiй частинi i зображення поховання та поминок убитих воiнiв у шостiй (строфи 87-93), де Еней виступае як розважний i мудрий ватажок, а троянцi – свiдомими свого обов'язку мужнiми воiнами, щоб побачити, якоi значноi еволюцii зазнав задум «Енеiди» в тривалому процесi ii написання.
  • Бабушка умерла семь дней назад, отец Александр попросил помыть и приготовить поминки на девять дней.
  • Повернулась к окну, посмотрела на белейшие нарядные сугробы на лужайках и подумала о том, как странно разобщены люди, приехавшие на поминки.
  • Друзья устроили поминки – по ирландскому обычаю, прежде похорон – и на поминках вдрызг назюзюкались и буйно передрались.