ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | поп-а́рт | поп-а́рты | |
Р. | поп-а́рта | поп-а́ртов | |
Д. | поп-а́рту | поп-а́ртам | |
В. | неод. | поп-а́рт | поп-а́рты |
одуш. | |||
Т. | поп-а́ртом | поп-а́ртами | |
П. | поп-а́рте | поп-а́ртах |
(англ. pop art, сокр. popular art – общедоступное искусство) – крайне модернистское художественное течение, возникшее во 2-й половине ХХ в. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотограмия, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т.д.).
☼ одно из направлений англо-амер. искусства "новой реальности", возникшее в сер. 50-х гг. Теор. основой П.-а. являются положения эстетики прагматизма об утилитарной, инструментальной функции искусства как языка, полезного для практич. применения. Худож. язык П.-а. адекватен реалиям и мифологемам об-ва потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технол. и урбанистич. символикой. Он отмечен новой фигуративностью, гипер- и фотореалистич. фактурностью. Для П.-а. характерен коллажный принцип создания Артефакта, введение в произведение "сырой реальности", что позволяет говорить о его нео-дадаистской направленности (Р. Раушенберг и Д. Джонс называют себя неодадаистами; см: Дадаизм), а также тяготении к эстетике неонатурализма. П.-а. направлен на максимальное сближение искусства с жизнью, стирание граней между ними: институциональным путем, конвенционально любой бытовой предмет может быть введен в "мир искусства" и наделен статусом худож. объекта (знаменитые банки супа "Кэмпбелл" у Э. Уорхола и т.д.).
П.-а. — один из наиболее известных феноменов массовой культуры. Не случайно 50-60-е гг. называют на Западе поп-десятилетием. Сам термин, принадлежащий англ. худож. критику Л. Элоуэю, по контрасту с высокой "элитарной" культурой изначально обозначал "тривиальную" культуру широких масс — рекламу, моду, телевидение, "макулатурное чтиво", культ звезд и т.д. Широко обыгрываются и вводятся в ткань произведения техн. способы массового распространения культуры — тиражирование, репродуцирование, клиширование, ксерокопирование, фотографирование и т.д.
К наиболее известным поп-артистам в Англии принадлежат Р. Гамильтон, Э. Паолоцци, Р. Бэнхем, а также ученики американца Р. Китая, выпускники Королевского худож. колледжа — Д. Хокни, П. Блейк, Р. Смит, А. Джонс, Д. Тилсон. В США — Р. Раушенберг, Э. Уорхол, Д. Сигал, Д. Джонс, К. Олденбург, Р. Лихтенштейн.
Лит.: Herzka D. Pop-Art One. N.Y., 1965; Lippard L. Le Pop-Art. P., 1969; Compton М. Pop-Art. L.; N.Y.; Sydney; Toronto, 1970; Alloway L. American Pop-Art. N.Y., 1974; Pierre J. Le Pop-Art: dictionnaire de poche. P., 1975; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporaindepuis 1945. P., 1989.
Н.Б. Маньковская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996