поручи, поручей, ед. нет.
1. Металлические нарукавники в латном вооружении (ист.).
2. Парчевые нарукавники, часть церковного облачения священников, архиереев (церк.).
часть богослужебного облачения духовенства, широкие полосы плотной материи с изображением креста посередине, обшитые по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки с помощью шнура, продеваемого в металлические петли на боковых краях его, а шнур обматывается вокруг руки, так что поручь плотно стягивает рукав подризника или подрясника и прочно держится на руке. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надеваются на оба рукава и знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые Бог дает священнослужителям для совершения Таинств. Знамением креста поручи означают, что не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь через них совершает Таинства Своей Божественной Силой.
См. Облачение.
часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.
часть богослужебного облачения духовенства широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подрясника или подризника у запястья. При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего (см. Исх. 15, 67. Пс. 118, 74). Впервые упоминаются в богослужебной литературе ок. XII в.
одна из деталей богослужебного облачения. Они представляют собой широкие ленты со шнурками, надевающиеся на запястья поверх рукавов подризника или подрясника. Надевая поручи, священнослужитель произносит особую молитву.
— (έπιμανιχία) или нарукавники — одна из принадлежностей священнического облачения, употребляемая для стягивании рукавов подризника на краях рук, перед кистью их. Так как архиерей и священник во время богослужении изображают П. Христа, то П. имеют аллегорическое значение тех уз, которыми был связан Иис. Христос.