(Порфир, Перфил и Перфилий)
Пурпурный, багряный (греч.), ср. порфира (багряница).
23 (10) февраля – мученик Порфирий.
24 (11) февраля – блаженный Порфирий, Христа ради юродивый.
29 (16) февраля – мученик Порфирий.
2 марта (17 февраля) – праведный Порфирий.
11 марта (26 февраля) – святитель Порфирий, архиепископ Газский.
28 (15) сентября, 17 (4) ноября и 22 (9) ноября – мученик Порфирий.
7 декабря (24 ноября) – мученик Порфирий Стратилат.
14 (1) декабря – святитель Порфирий, патриарх Антиохийский.
(232 - ок. 305)
Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(232 - 304)
рим. философ-неоплатоник (соч. на гр. яз.), ученик Плотина и издатель его трудов. Происх. из Тира (Финикия), руководил филос. школой в Риме. Комментировал соч. Платона и Аристотеля. П. - автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к нек-рым из его кн., а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» - один из ранних образцов библейской критики. В логике с. именем П. связано т. н. «древо П.», иллюстрирующее иерархию родовых и видовых понятий. Гл. соч. П. «Подступы к умопостигаемому», содержит осн. положения его философии, к-рая во многом носит этич. характер: спасение души достигается путем ее очищения и отвращения от тела, возвращения к Уму (Нусу) и уподобления божеству. Приобщение к божеству происх. не пространственно и телесно, а в знании (гносисе). Знание Бога П. отождествлял с самопознанием, постижение своей сущности начинается с любви к самому себе. Сохраняя схему Единого у Плотина, П., в отличие от него, приписывал демиургические (творящие) функции не Уму, а высшей части Души. В иерархии бытия челов. душа занимает среднее место между Богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Она связана с телом не непосред., а в ряде частич. воплощений, первым из к-рых явл. «дух воображения», занимающий среднее место между чувством и умом.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 233 - ок. 304), греческий философ-идеалист, представитель неоплатонизма, ученик Плотина, издавший его сочинения. Комментатор Платона и Аристотеля; "Введение в "Категории" Аристотеля" - главный источник знакомства с аристотелевской логикой в средние века. Автор сочинения "Против христиан". В логике т. н. древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.
— святые христианской церкви: 1) мученик; обратился к Христу при виде страданий Харлампия, епископа магнезийского и, объявив себя христианином, немедленно был замучен вместе с ним; 2) мученик, слуга ученого пресвитера (мученика) Памфила, с которым вместе замучен в 309 г.; 3) мученик; обезглавлен в 362 г. за обличение императора Юлиана в отступничестве; 4) мученик, при Диоклетиане; 5) стратилат императора Максимина, обращенный св. великомученицей Екатериной, во время нахождения ее в тюрьме; казнен, вместе с целым отрядом воинов в 200 человек, в 310 г.; 6) епископ газский (ум. в 421 г.), ревностный преследователь языческого культа; в продолжение своего епископства он уничтожил все языческие храмы и всех идолов в г. Газе, и всех жителей города обратил к Христу.