посвист, посвиста, муж. (спец. и обл.). Характерный свист кого-нибудь. Соловьиный посвист. Молодецкий посвист. «Знает собака хозяйский посвист.» Даль. «Перепелиный крик приносится жидким посвистом.» А.Тургенев.
(Похвист, Позвизд) - свирепый бог непогод и бурь: Там Посвист; бурями, как ризой, вкруг увитый.... Имеет вид свирепый, волосы и бороду всклокоченную, епанчу долгую и с крыльями нараспашку. Киевляне распространяли власть его; они почитали его не только богом бурь, но еще и всяких воздушных перемен, как добрых, так и худых, полезных и вредных. Почему и просили о даровании красных дней и об отвращении непогод, которые почитались находящимися под его властью и управлением. Масовяне называют большой ветер Похвисцием. В сказках Посвиста иногда заменяет Соловей-разбойник, воплощающий злую и разрушительную силу ветра. Когда же на берег Посвист /Седые волны мчит, /В лесу кружится желтый лист /Ярясь, Перун гремит... (А.К. Толстой. "Князь Ростислав").
ПОСВИСТ, а, м. Способ, манера свистеть, свист. Молодецкий п.
— иначе Позвизд, Похвист (областн. хвист = свист) — предполагаемое славянское божество бури, ветра. Его сопоставляли обыкновенно с Погодой и Стрибогом (см.); они появлялись божествами воздуха или двух противоположных его состояний (покоя и бури), как показывают и самые имена П. и Погоды. В таком именно смысле упоминаются Погода и П. у Длугоша (XV в.), откуда они перешли и в другие летописи (Хроника М. Бельского XVI в., I, 70 — 71; Густинская летопись, "П. С. Р. Л.", II, 257). В одной малорусской думе, сообщенной Кулишем (см.), П. (Похвыстач) играет роль божества бури. Вероятно, Погода в Посвист, как имена божеств, созданы Длугощем, первая — чтобы объяснить неясное имя собственное Подага, встречающееся у Гельмольда, путем перестановки согласных д и г , второй — вследствие желания создать Погоде мифологический антипод, причем Длугош обратил эпитет ветра, его прозвище, в имя собственное. Упоминание П., как имени божества, в малорусской думе объясняется только ее поздним происхождением или позднейшей интерполяцией. См. Фаминцын, "Божества древних славян" (I); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (I и II); А. Котляревский, "Разбор 1-го тома Воззрений Афанасьева".
Ш.