(2 Мак 14:19) — один из посланников Никанора, военачальника сирийского царя Димитрия, которых он посылал к Иудеям с мирными предложениями, во дни Иуды Маккавея.
(ок. 135 - 50 до н. э.)
Философ, историк, географ и астроном; родом из Сирии; с 97 на Родосе возглавил стоическую философскую школу, обучал знатных римлян, в том числе Цицерона и Помпея. Его исторический труд в 57 книгах (сохранились фрагменты) являлся продолжением "Всемирной истории" Полибия. Посидоний считал, что человеческие страсти должны надежно контролироваться разумом, иначе они приносят зло. Римскую империю Посидоний отождествлял со стоическим братством людей, так как она стремилась подчинить себе (т. е. объединить) все народы мира. Кроме того, Посидоний считал законы Империи отражением божественного космического порядка, которому должны подчиняться все люди, чтобы выполнить свое земное предназначение. Эта точка зрения была взята на вооружение Цицероном и подробно изложена им в "Сне Сципиона". Взгляды Посидония оказали значительное влияние на развитие стоической философии.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(ок. 135-51)
др.-гр. философ, историк и ученый, последователь Панэтия, зачинатель стоического платонизма (Ср. Стоя). Происх. из Апамеи (Сирия). В молодости П. переехал на Родос, затем ездил в Рим в кач-ве посланника для переговоров с Марием. В Афинах П. слушал Панэтия, но не стал его учеником. По возвращении на Родос основал свою собств. филос. школу, к-рую посещали Цицерон в 78 и Помпеи в. 66 и 63. П. побывал в Испании, Галлии и Египте. Из многочисл. соч. П. сохран. ряд фр-тов и свид-ва антич. авторов. Философия П. знаменует глубокий отход от мн. осн. положений стоического учения в сторону платонизма, пересмотр не только этич., но и концептуальных взглядов древ, стоиков. Согласно П., все чувственно-веществ. многообразие подчинено законам причинности, претерпевает возникновение и уничтожение в ограниченном пространстве и бескон. времени. Платонический Мировой Ум у П. явл. пределом всех веществ, изменений, божеством и огненной пневмой стоиков одновременно. Разделяя стоическое понимание судьбы, управляющей миром, П. ставит ее на 3-е по знач. место в иерархии основных категорий (после Зевса или Мирового Ума и природы). Космология П. во мн. заимствована из платоновского «Тимея». Платонический характер носят также его взгляды о круговороте душ в о научении добродетели.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 135-51 до н. э.), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, глава школы на о. Родос; учитель Цицерона. Соединил стоицизм с платонизмом. Сочинения охватывали все области знания и дали завершающую форму античной натурфилософии, оказав всеобъемлющее воздействие на позднеантичную философию.
— математик и астроном, родился в Апамее в Сирии в 135 г., умер в Риме в 50 г. до Р. Хр. Жил долго в Родосе. Был учителем Цицерона. Известен второй попыткой определить размеры земного шара (первая принадлежит Эратосфену). Звезд α Корабля Арго (Канопус) по оценке П. подымалась в Александрии 1/46 долю окружности, т. е. 7 1/2 °, в Родосе же только показывалась на горизонте, а линейное расстояние между этими городами (которые П. считал расположенными на одном меридиане) оценивалсь моряками от 5000 до 3750 стадий. Отсюда окружность земли от 240000 до 180000 стадий. К сожалению, точная величина стадии неизвестна Во всяком случат метод П. уступает методу Эратосфена. П. считал расстояние от Земли до Луны равным 52 1/8, а до Солнца 13098 земным радиусам, что соответствует параллаксам в 65'.9 и 15."6 и представляет баснословную для его времени точность; но совершенно неизвстно на основании каких соображений получил он эти числа.