1.
пост1, поста-поста, о посте, на посту, мн. посты, муж. (франц. poste).
1. Ответственная должность (в органах управления; книж.). Пост директора. Важный пост.
2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на определенном месте для охранения чего-нибудь, наблюдения за чем-нибудь (воен., спец.). Сторожевой пост. Милицейский пост. Расставить посты.
| Место, пункт, откуда можно наблюдать, охранять. Занять свой пост. Стоять на посту.
3. Род небольшой вспомгательной станции на двухпутных железных дорогах (ж.-д.).
• На посту - перен. при неустанном, честном и деятельном исполнении обязанностей. Умер на посту.
2.
пост2, поста, о посте, в посту, муж.
1. только ед. Предписываемое церковными правилами воздержание от принятия (скоромной) пищи. «Сваха и подсваха вели под руки Евдокию, - от тяжелого платья, от поста, от страха у бедной подгибались ноги.» А.Н.Толстой. Наложить на себя пост.
2. Период времени, в который церковью предписывается такое воздержание. «Не все коту масленица, придет и великий пост.» (посл.).
3. перен. Вообще - воздержание от чего-нибудь (разг. шутл.).
1) всё порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои обязанности;
2) военнослужащий (группа, небольшое подразделение), выполняющий специальную задачу, а также соответствующим образом оснащённое место (пункт);
3) специально оборудованное место на корабле для службы нарядов.
Пост в Римско-католической Церкви, как и во многих других христианских и нехристианских церквах, заключается в воздержании на какое-то время от употребления пищи, или отказ от употребления определённых родов пищи, также может включать запрет на супружеские отношения, отказ от увеселений и т. д.
На посту - при исполнении обязанностей
Стоять (или быть и т. п.) на (своем) посту - исполнять свои обязанности, свой долг
(3 Цар 21:9, Неем 9:1, Иер 36:6). Во времена опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозною обязанностью налагать на себя пост, т. е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд 20:26). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой либо несчастный случай, как, например, Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх 24:18), Давид — когда узнал о смерти Саула (2 Цар 1:12); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион. 3:5) и проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: «И постившись сорок дней и сорок ночей, — говорит евангелист, — напоследок взалкал» (Мф 4:2). Посты соблюдались евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, т. е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния (Ис 22:12, Ин 2:15-17). Во время плена Иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвертого месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима Халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения храма (Иер 52:12-13); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии (Иер 41:1) и наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4-5). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви — Великий пост. Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых. Апостолы также постились пред отправлением своим на проповедь Евангелия (Деян 13:3). В память сего учрежден пост св. апостол (или Петровский). Из истории древней христианской Церкви видно, что пост в среду и пяток ведет свое начало от самых времен апостольских. Положено поститься в среду, в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание, а в пятницу, в память самых страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский учреждены для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники: Рождества Христова и Успения Пресв. Богородицы. Кроме означенных четырех постов в Православной Церкви есть еще однодневные посты: в навечерие Богоявления, в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Предтечи. Церковь особенно заповедует пост, как приготовительное средство к покаянию и св. причащению.
время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания (особенно в пище животного происхождения). Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц; в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими (см. 69-е правило св. Апостолов). Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.
, а, м.
Воздержание от скоромной молочной и мясной пищи; вынужденный голод (переносн.).
* ► [Пимен:] Младая кровь играет; Смиряй себя молитвой и постом, И сны твоих видений легких будут Исполнены. // Пушкин. Борис Годунов //; Вот как-то был в столе котенок обделен. Бедняжку голод мучит: Задумчив бродит он, скучаючи постом. // Крылов. Басни //; Крыша на нем вся деревянная и была бы даже выкрашена красною краскою, если бы приготовленное для того масло канцелярские, приправивши луком, не съели, что было как нарочно во время поста, и крыша осталась некрашеною. // Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем // *
♦ "Допостсоветский", выражение О. Проскурина. ("В этой стране все просто: или пост, или пост", писал С. Крж.)
♦ Цзи Юнь говорил: поститься — это все равно что не брать взяток по вторникам и четвергам.
(Цом)
Издревле принято было объявлять П. во время беды. В Библии много рассказано о П., объявленных по разным поводам: пророк Шмуэль* объявил пост, когда сыны Израиля раскаивались в совершенных ими грехах (1 Сам. VII, .); во времена пророка Иоэля объявлен был П. по случаю нашествия саранчи (Иоэль II, 15) ; во времена Мордехая и Эстер евреи объявили П., узнав об опасности, угрожающей им по навету Гамана.
Мудрецы Талмуда* высказывались против частых П. И сказано: отшельник, отказывающийся от вина - грешник, тем более тот, кто изнуряет себя П. (Нед. X).
Каббалисты считают П. одним из путей раскаяния грешников.
— как и жертва не является по закону обязательным установлением. Только в одном случае — в день очищения закон предписывал смирять души, что значит, как думают толкователи, поститься (Лев.16:29,31; Лев.23:27,29,32; Чис.29:7). Об этом посте, видимо, упоминается в Деян.27:9 (теперь — Йом Кипур). Однако многие пророки, цари и даже целый народ часто добровольно оставляли все дела, надевали на себя вретище, отказывались от еды и питья, если им грозила беда или они хотели о чем-то особенно просить Бога (Суд.20:26 ; 2Цар.1:12 ; 2Пар.20:3 ; Езд.8:21 ; Пс.34:13 ; Иоил.3:5 ; Деян.13:2,3). И это называлось «поститься». Пост мог продолжаться день или несколько дней. Наиболее продолжительно — 40 дней, постились Моисей (·возм., дважды или трижды — Исх.24:18 ; Исх.34:28 ; Втор.9:9,18), пророк Илия (3Цар.19:8) и Господь Иисус Христос (Мат.4:2). Их вместе на горе Преображения видели ученики. Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине (Ис.58:3 -14; ·срн. Иер.14:11 -12; Зах.7:5). В Новом Завете нет заповеди о посте, но Апостолы и другие служители Христовы наставлением (1Кор.7:5) и примером (Деян.13:2 -3) показали важность поста для святой жизни (·срн. Мат.17:21).
время усиленного обращения к Богу с покаянной молитвой. По церковному уставу во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного - пищи животного происхождения: мяса, молочных продуктов, яиц, а иногда - и от рыбы. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные - по средам и пятницам в течение всего года (за исключением сплошных седмиц и Святок), в Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) - 5/18 января, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа/II сентября и в день Воздвижения Креста Господня - 14/27 сентября. К числу многодневных постов относятся: Великий, Петров (их сроки зависят от дня празднования Пасхи), Успенский (с 1/14 по 14/27 августа) и Рождественский или Филипповский (с 15/28 ноября по 24 декабря/б января).
время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель - сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский - начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский - с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский - с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими - см. 69 правило св. Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.
дни усиленной молитвы и воздержания. В пост не едят скоромного, то есть продуктов животного происхождения. В церковной практике существуют многодневные и однодневные посты. Однодневный пост соблюдают по средам и пятницам в течение всего года, а также в дни праздников Воздвижения Креста Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи, в рождественский и крещенский сочельники. Исключение составляют несколько недель, которые называют сплошными седмицами. Многодневных постов всего четыре: Великий пост, Апостольский (или Петров) пост, Успенский и Рождественский посты. Петров пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается праздником в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который Церковь отмечает 12 июля. Успенский пост начинается 14(1) августа и заканчивается в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, то есть 28(15) августа. Заговенье на Рождественский пост начинается 28(15) ноября. Пост продолжается до 6 января (24 декабря) и заканчивается рождественским сочельником. Время Великого поста зависит от наступления Пасхи, то есть Великий пост, как и Пасха, является преходящим церковным событием. Однако его продолжительность остается неизменной, поскольку он является каноническим постом, предусмотренным еще апостольскими правилами. Остальные посты являются уставными, то есть они были введены в церковную практику благодаря монастырским уставам и только через много лет стали распространяться и на мирян. Постом не совершают венчание. Кроме того, не венчают и накануне однодневных постов.
Пост
♦ Carême
Временное ограничение в пище или в удовлетворении других потребностей (в католичестве, например, распространен 40-дневный пост, заканчивающийся в святую пятницу, в память о 40 днях, проведенных Христом в пустыне). Вольтер задается вопросом о причинах возникновения поста, предполагая, что он вызван либо медицинскими соображениями с целью лечения желудочных расстройств, либо отсутствием аппетита, связанным с какими-либо огорчениями. Затем его тон заметно повышается: «Богач-папист, стол которого уставлен блюдами с рыбой на пятьсот франков, спасется, а бедняк, умирающий с голода и съевший на четыре су солонины, погибнет! […] Глупые и жестокие священники! Кому вы предписываете посты? Богатым? Они и не думают их соблюдать. Бедным? Они и так постятся круглый год». Мне нравится этот гнев Вольтера. Но нравятся также и люди, еще и сегодня способные поститься, если, конечно, они делают это не из гигиенических соображений и не из кокетства.
I.
, -а, м.
У верующих: воздержание на определённый срок от мясной и молочной пищи и др. ограничения по предписанию церкви; период, в который действуют эти ограничения.
* Соблюдать пост. *
|| прил. постный, -ая, -ое.
* Постная пища. *
II .
, -а, м.
1. Лицо или группа лиц, ведущая наблюдение или охраняющая что-н.
* Пограничный пост. *
2. Место, пункт, откуда ведётся наблюдение, где находится охрана.
* Занять пост. *
3. Ответственная должность.
* Высокий пост. *
|| прил. (ко 2 и 3 знач.) постовой, -ая, -ое.
* Постовой милиционер. *
♦ добровольный отказ от пищи
А. В Ветхом Завете
1. Поводы для поста
♦ готовиться получить Закон Божий:
Исх 34:28; Втор 9:9,18
♦ готовиться к дню искупления:
Лев 16:29,31
♦ траур после смерти:
1Цар 31:13; 2Цар 1:12
♦ скорбь от греха:
3Цар 21:27; Неем 9:1; Иона 3:6-9
♦ выказать смиренность:
Пс 34:13
♦ молитва во время национальных бедствий:
2Пар 20:3; Езд 8:21; Есф 4:16; Иоил 2:15-17
♦ страстная личная молитва:
2Цар 12:16,21; Неем 1:4; Дан 9:3,4
2. Пророки критиковали пост как внешнюю обрядность:
Ис 58:3–7; Иер 14:12; Зах 7:4-10
Б. В Новом Завете
1. Поводы для поста
♦ регулярно совершался Иудеями:
Мф 9:14; Лк 2:37; Деян 23:12-14
♦ Павел после обращения:
Деян 9:9
♦ перед миссионерской деятельностью:
Деян 13:2,3; Деян 14:23
♦ не совершался учениками Иисуса:
Мф 9:14
2. Иисус критиковал пост как внешнюю обрядность:
Мф 6:16–18; Лк 18:9-14
/ Пощение
♦ (ENG fast/fasting)
воздержание от пищи ради соблюдения религиозного благочестия и духовной дисциплины.
‘служебное положение’
Syn: должность, место, позиция, положение
ПОСТ 1, а, м.
1. У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Вынужденный п. (перен.: о невольном голодании; шутл.).
2. Период, в к-рый, по предписанию церкви, запрещается употребление скоромной пищи и действуют нек-рые другие ограничения. В посту (во время поста). Однодневные посты (среда и пятница каждой недели, крещенский сочельник и нек-рые другие). Многодневные посты. Великий п. (весенний семинедельный пост перед Пасхой). Петров п. (летний пост перед Петровым днём). Успенский п. (осенний двухнедельный пост в августе). Рождественский п. (зимний сорокадневный предрождественский пост).
• Не всё коту масленица, придёт и Великий пост посл. о том, что на смену беззаботной жизни и удовольствиям придут неприятности, трудности.
| прил. постный [сн], ая, ое. Постные дни.
ПОСТ 2, а, о посте, на посту, м.
1. Часовой или группа бойцов, ведущая наблюдение или охраняющая военный объект, а также самый этот объект. П. пограничной охраны. Сторожевой п. Проверка постов. Выйти на п.
2. Место, пункт, откуда ведётся наблюдение, где находится охранение. Занять п. Наблюдательный п. Умереть на посту (также перен.: при исполнении своих обязанностей).
3. Место постоянного дежурства, наблюдения, а также само такое наблюдение. П. регулирования движения. У постели больного постоянный п.
4. Ответственная должность. Высокий п. Занять п. директора.
5. Место, в к-ром сосредоточено управление различными техническими средствами, сигналами. П. управления. Центральный п. Станционный железнодорожный п.
| прил. постовой, ая, ое (к 1, 2, 3 и 5 знач.). Постовая будка. Постовая ведомость (служебный документ караула).
см. постить.