1.
постриг, постригся, постригла, постриглась. прош. вр. от постричь, постричься.
2.
постриг, пострига, муж. (церк.). Обряд принятия монашества, сопровождавшийся подрезыванием волос. Принять постриг. Великий постриг. Малый постриг.
1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ служения (или рабства) и с этим значением вошло в христианское богослужение: а) пострижение волос совершается над новокрещеным после крещения в знак служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения Церкви.
2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества. Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофор, в малую схиму и в великую схиму.
Постриг не клириков совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков – архиереем. Чинопоследование пострига в рясофор состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперти. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед Царскими вратами. Совершающий постриг спрашивает постригаемого об искренности, добровольности и т.п. и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых аналавом и кукулем.
богослужение, совершаемое при принятии монашества.
1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях.
Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение:
а) пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу;
б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви.
2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков - архиереем. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике.
действо, совершаемое на определенных службах. Например, во время Таинства Крещения у новокрещенного стригут волосы в знак будущего служения Христу. Пострижение волос совершают во время хиротесии, а также в чине посвящения в монашеский или священнический сан. Чинопоследование пострига можно найти в Большом требнике.
ПОСТРИГ, а, м. Христианский обряд принятия монашества или посвящения в священнослужители (сопровождающийся подрезыванием волос). Принять п.
м.
Церковный обряд принятия монашества, сопровождаемый подрезыванием волос.
или пострег (стар.) — так назывался обычай первого стрижения волос у детей мужского пола сначала в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян. П. совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил "духовного сына" крестный отец. Об этом обряде сообщают Мартин Галл и Кадлубок; последний говорит, что П. "рождал духовное свойство, и мать посгригаемого считалась названной сестрой постригающего". Татищев пишет, что еще в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после П. из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали П. и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.
В. P — в.