потир, потира, муж. (греч. poter) (церк.). Большая чаша, употр. в христианском культовом обряде.
(греч. «сосуд для питья»)
священный сосуд в виде чаши на высокой подставке с круглым основанием, в котором во время евхаристического канона освящается и пресуществляется вино с водой в Кровь Христову (см. Дары Святые). Затем в потир опускается, во образ воскресения Господа, одна из четырех частей преломленного Агнца, ставшего Телом Христовым. Потир изображает собой чашу Тайной вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.
(греч.) - чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.
греческое название чаши для причащения. Потиры были большими и малыми, общими и приносимыми из дома. В церкви из большого общего потира верующие поочередно вкушали Св. Кровь (красное вино), припадая к сосуду губами или высасывая ее из чаши через специальные трубки. Со временем (точная дата не установлена) стали причащаться специальной ложечкой - лжицей (см. церковная утварь).
(греч. чаша) - священный сосуд в виде чаши, в котором во время евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной Вечери (см. Лк. 22, 17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.
освященный сосуд, чаша, в которой во время таинства евхаристии вино и вода преосуществляются в кровь Христову. Он символизирует чашу, из которой Господь предлагал испить всем, говоря о ее содержимом, что это «Кровь Моя Нового Завета» (Евангелие от Луки, 26, 28; Евангелие от Марка, 14, 24). Из потира на литургии причащают священнослужителей и мирян.
♦ (ENG chalice)
см. Чаша.
(греч. poter), литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия - чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней.
м.
Чаша, употребляемая в христианском культовом обряде.
(ποτήρ) — греческое название чаши, из которой православные христиане причащаются тела и крови Христовых. Она употребляется в евхаристии по примеру самого И. Христа и апостолов (1 Кор. X, 16) и, по свидетельству отцов церкви, употреблялась непрерывно. Афанасий Вел. называет ее чашей Господней, таинственным П. Сначала чаши были деревянные, а в эпоху от папы Зеферина (III в.) до Льва IV на Западе — стеклянные. Антиквариями собрано и описано множество таких чаш. Уже во времена гонений, а особенно с IV в., существовали чаши золотые и серебряные; но стеклянные чаши долго сохранялись в монастырях и в сельских, вообще в бедных церквях, где они иногда заменялись медными и оловянными. Археологи разделяют П. на общие (ministeriales) и приносные (offertorii), большие и малые (maiores, minores). Общие употреблялись для причащения всех мирян и были очень большой вместимости. Офферторными чашами, по Дюканжу, назывались те, в которые диаконы вливали вино, принесенное в храм верующими. Образцы древних П. см. у Saussay ("Panoptitum sacerdolale", 1. VIII, с. 14, artic. 2). Многие из древних чаш украшены посвятительными надписями, которые собраны у Маи ("Collect. Vatican.", V), и целыми поэтическими эпиграммами. Сохранились драгоценные чаши с надписями от имени императрицы Плацидии и от императора Валентиниана III. С самой глубокой древности священные чаши имеют вид удлиненный, кверху расширенный, и утверждаются на подножии или пьедестале. С течением времени они принимают однообразный вид — тот, какой существует ныне в православной церкви.
Н. Б—в
м. греч. чаша с поддоном, в коей, во время литургии, возносятся Святые Дары. Потирная чаша.
(от греч. poter ≈ чаша, кубок), литургический сосуд для освящения вина (и принятия причастия) в виде чаши на высокой ножке. П., известные со 2 в. н. э., изготовлялись из золота, серебра, бронзы, поделочных камней, украшались драгоценными камнями, изображениями святых и орнаментом (в технике чеканки, гравировки, литья).
═