01 июня 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Разборы слова пракрити

все
по составу
морфологический
фонетический

Морфологический разбор слова пракрити

  1. имя существительное: нарицательное, одушевлённое, женский род, 3-е склонение, родительный падеж, единственное число
Обратите внимание: морфологический разбор слова "пракрити" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

Фонетический разбор слова пракрити

Ударение, транскрипция: пракрити→[пракр'ит'и]
В слове «пракрити»: слогов—2 (пра-кри-ти), букв—8, звуков—8
Возможные переносы: пра-кри-ти

Разбор по буквам:

  • п: [п]:согласный, глухой парный
  • р: [р]:согласный, звонкий непарный, сонорный
  • а: [а]:гласный, безударный
  • к: [к]:согласный, глухой парный
  • р: [р']:согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный
  • и: [и]:гласный, безударный
  • т: [т']:согласный, мягкий, глухой парный
  • и: [и]:гласный, безударный
Обратите внимание: фонетический разбор слова "пракрити" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова пракрити

Бхагавадгита. Толковый словарь терминов:

Prakriti

"производящая", природа, материя. Классическая Санкхья утверждает полную обособленность духа (пуруши) и материи. Дух бездейственен, он только созерцает то, что производит Природа. Это выражается известной метафорой, данной в Санкхьякарике, основном памятнике классической Санкхьи: Пракрити, как танцовщица, пляшет перед Пурушей; окончив пляску, она уходит, говоря: "меня видели", а дух отворачивается, говоря: "Я уже видел это". Другая метафора Санкхьякарики уподобляет дух зрячему паралитику, а Пракрити – слепому силачу, несущему на плечах зрячего паралитика. Так они совершают общий путь, потом расстаются. Существеннейшее отличие учения Гиты от П. – это отрицание дуализма, утверждаемое в гл. XIII: в гл. IX и особенно в гл. XV выдвигается идея Пурушоттамы, как начала, объединяющего дух и материю. В теории развития мира Санкхья придерживается эманационного принципа. П. может быть в потенциальном состоянии (avyakta prakriti), и тогда она называется прадханой. Когда нарушается равновесие гун в непроявленной П., из прадханы исходит буддхи, мировой разум, а из него эманируют остальные принципы, сути природы. Буддхи и всё, что она производит, материально и бессознательно. Таким образом, Санкхья признает материальными все психические процессы, начиная с буддхи.

Все значения

Предложения со словом пракрити

  • Оно настаивает на том, что пуруша и пракрити должны быть рассматриваемы как «аспекты» Того или Брахмана и что эти аспекты вечны и постоянны и не могут быть поглощены тем или Брахманом, подобно эманациям, так как это постоянные, «природные» аспекты Того, которые всегда были и будут присущи Ему как в периоды космической деятельности, так и недеятельности, чередующейся с циклами активного проявления.
  • Оно настаивает на том, что пуруша и пракрити должны быть рассматриваемы как «аспекты» Того или Брахмана и что эти аспекты вечны и постоянны и не могут быть поглощены тем или Брахманом, подобно эманациям, так как это постоянные, «природные» аспекты Того, которые всегда были и будут присущи Ему как в периоды космической деятельности, так и недеятельности, чередующейся с циклами активного проявления.
  • В ее вторичной стадии это есть Свабхават буддийского философа, Вечная Причина и Следствие, вездесущая, тем не менее, абстрактная, самосущая пластическая Субстанция и Корень всего сущего, рассматриваемая в том же двойственном свете, как ведантист рассматривает своего Парабрамана и Мулапракрити, единого в двух аспектах.
  • То, что эзотерическая, а также экзотерическая восточная философия называет божественной духовной субстанцией (пуруша-пракрити), или вечная духовная материя, причем одно неотделимо от другого, современная наука называет силой и материей, добавляя, как это делаем и мы (поскольку такова концепция Веданты), что обе они неотделимы, а материя есть лишь абстракция (скорее иллюзия).