(Суд 20:16, 1 Цар 17:40) — ручное воинское пастушеское орудие, употребляемое для кидания небольших камней. Этим орудием, известным с древнейших времен пользовались пастухи, как и теперь употребляют их на Востоке для отогнания зверей от стад и этим же орудием Бог помог Давиду поразить Голиафа (1 Цар 17:49). Искусством бросать камни из пращи, особенно, славились Вениамитяне (Суд 20:16). Пращники оказывали большую услугу и при завоевании крепких городов (4 Цар 3:25). Изобретение этого орудия Плиний приписывает Финикиянам, но, во всяком случае, мы уже с древнейших времен встречаем его у многих восточных народов: так мы видим изображение оного на скульптурных памятниках Куюнджука. равно как и на многих египетских памятниках.
пращ’а (Суд.20:16 ; 1Цар.17:40,49,50; 1Цар.25:29 ; 4Цар.3:25 ; 2Пар.26:14 ; Рим.41:20 ; Прит.26:8) — орудие (сложенный вдвое ремень) для метания камней. (см. оружие)
оружие для метания камней, металлических шаров и др. - ремень с расширенной средней частью.
ПРАЩА, и, род. мн. ей, ж. Древнее ручное боевое оружие для метания камней.
ж.
Древнее ручное оружие для метания камней.
— метательное оружие: обыкновенно округленный, овальный или несколько заостренный к обоим узким концам камень, иногда заменяемый свинцом. В своей простейшей форме, это, несомненно, самое первобытное оружие. Дикари достигают часто необычайной ловкости в метании. Кольбен (в конце прошлого века) видел неоднократно, как готтентоты попадали камешком на расстоянии ста шагов в небольшую монету почти без промаха. О подобной ловкости в метании есть свидетельства и относительно других африканских народов, гуаншей (Канарских о-вов), многих полинезийцев, эскимосов, американцев. Диодор Сицилийский говорит о ливийцах, что они пользуются только дротиками и камнями, которые бросают при наступлении и защите. Простое бросание камней от руки уже в древние времена было заменено метанием с помощью особого приспособления — либо палки, либо веревочной или ременной петли. Палка имеет на одном конце расщеп, или ямку, в которую вкладывается камень (судя по изображениям на монументах, в древнем Египте). Петля состоит обыкновенно из ремешка фута в три длиной, один конец которого обматывается вокруг указательного пальца, а другой держится между этим и большим пальцем; посредине получаемой таким образом петли имеется расширение, куда и кладется камень. При метании петлю эту (с камнем) вращают раз или два над головой и затем, выпуская из пальцев один конец, дают полет камню. Иногда оба эти приспособления соединяются; ремешок привязывается к концу палки, камень кладется на этот конец и удерживается с помощью ремешка, свободный конец которого натягивается и берется той же рукой, которая держит палку. При метании конец этот отпускается, как и в случае простой петли. В XII — XVI ст. в Европе употреблялось приспособление, называвшееся fustiballe (от fusils — палка, βαλλω — бросаю); оно состояло из палки, на конце которой была небольшая кожаная петля, прикрепленная одним своим концом к палке, а другим к кольцу, надевавшемуся на палку; при метании кольцо соскальзывало с палки и петля отпускала камень. П. в современной Африке, за весьма немногими исключениями (напр., на о-ве Фернандо-По), не употребительна. Нет ее также в Австралии, хотя разные метательные палицы и бумеранги пользуются там большим распространением у дикарей. Хорошо известны П. на многих группах о-вов Меланезии и Полинезии; для метания употребляется здесь округленные голыши, величиной с куриное яйцо или немного поменьше, овальной, слегка заостренной к концам формы, подобные которым были также в употреблении у эскимосов (на птиц) и в древней Скандинавии, и Греции. П. такой формы лучше укладывается в петлю и плотнее в ней держится. Петля делается на островах Фиджи и Сандвичевых из плетеных человеческих волос или из эластачных волокон кокосового ореха, на Новой Зеландии — из волокон туземного льна. Камни носятся в сетчатых мешочках, прикрепляемых к голове или плечу. П. в Полинезии составляет настоящее оружие, тогда как луком и стрелами там пользуются только дети, как игрушкой. П. известна также на Малайском архипелаге (Яве), в южной Индии, Афганистане, в Южной Америке (Чили, Перу, Огненной Земле), у эскимосов и некоторых индейских племен Северной Америки. В Европе П. употреблялась греками по крайней мере со времени персидских войн; в древности ловкостью метания славились особенно акарнанцы, ахейцы (у которых были и свинцовые П. весом в 1 аттич. фн = 100 драхм) и балеарцы, доставлявшие пращников в римские войска. О ловкости метания древних евреев свидетельствуют история Давида и Голиафа и глава XX Судей, в которой говорится, что в колене Вениамина было 700 отборных людей, из которых каждый мог метать левой рукой камни с точностью до ширины волоса. Пращники были известны и у ассирийцев, которые заимствовали, по-видимому, метание П. от египтян. В то время, как у других народов пращники одевались всегда легко, у ассирийцев они представлены на монументах одетыми в латы, наголенники и т. д. У народов России П., по-видимому, была мало распространена. Своеобразное видоизменение П. представляет южно-амер. bolas, употребляемое еще и теперь индейцами пампасов, патогонцами, перуанцами и др. Оружие это состоит из 2 —3 круглых или овальных (яйцевидных) камней, завернутых в кожу и соединенных между собой веревкой в 4—8 фт. Взявшись за один шар, дают другим вращательное движение и затем пускают в зверя или человека на расстояние до 100 шагов, причем поражаемый или убивается на месте, или — вследствие обматывания вокруг него шаров — сшибается с ног. Так наз. bola perdita имеет медные или свинцовые шарики меньшей величины и может быть бросаема на 150 шагов. У эскимосов и индейцев северо-западного берега Северной Америки в употреблении небольшая bolas из семи костяных шариков, соединенных ремешками из оленьих жил; ею пользуются для охоты на птиц.
Д. А.