предание, предания, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. предать-предавать. Предание суду. Предание земле.
2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.» Пушкин. «Свежо предание, а верится с трудом.» Грибоедов. Живое предание см. живой).
Живое предание - предание, которое живо в устах народа, не забыто
Свежо предание, а верится с трудом книжн. - выражение сомнения в чем-либо
в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для П. Характерна историческая тематика, они сохраняют память о событиях и деятелях народной истории.
созданный устно, имеющий установку на достоверность, рассказ об исторических событиях и деяниях реальных лиц, а также происхождении тех или иных названий.
Рб: роды и жанры литературы
Род: жанры фольклора
Асс: легенда
* "Предания возникают из рассказов очевидцев или участников описываемых событий..." (С. Азбелев). *
пред’ание — человеческое учение и заповеди старцев (Мат.15:2,3,6; Мар.7:3,5,8,9,13; Гал.1:14 ; Кол.2:8), а также истинное учение, переданное Апостолами (1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15 ; 2Фес.3:6).
В Писании упоминаются некоторые временные обычаи (Руф.4:7 ; Иоан.18:39). Но обычаи могут стать стойкой традицией (Деян.6:14 ; Деян.16:21). Поддержанные старцами, ушедшими поколениями, они становятся человеческими заповедями и целыми учениями (Мар.7:7), которые кажутся истинными и которые очень трудно преодолеть. Также происходит и в любой религиозной организации, напр., церкви. Есть очень много установлений, привычек, понятий, истинность которых более чем сомнительна, но которые ради инерции масс, не только не отвергаются, но напротив, при всяком удобном случае подновляются и подкрепляются теми, кто должен был бы стоять на страже истины (напр., см. рождество). Думать по привычке и говорить штампами, выдавая это за «учение церкви» (есть и такое), оказывается легче (да и выгоднее!), чем вновь осмысливать и стараться принимать чистым, неперетолкованным слово Божие. (см. церковь)
(Священное Предание)
в Православной церкви Божественное откровение сохраняется двумя способами: в Священном Писании и Священном Предании. Последний способ заключается в том, что верующие из поколения в поколение передают потомкам учение веры, таинства, Закон Божий и священные обряды. Таким образом, Церковь является хранилищем Священного Предания и собранием всех верующих: «.который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (Первое послание к Тимофею, 3, 15). От Адама до Моисея священных книг не было. И даже Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение передал ученикам примером и словом, но не книгой. Тем же способом первые апостолы распространяли веру и утверждали Церковь. Таким образом, предание необходимо людям, так как книгами имеют возможность пользоваться не все, а преданием – каждый.
, -я, ср.
Передающийся из поколения в поколение устный рассказ о прошлом.
* Свежо предание, а верится с трудом (А. Грибоедов). *
, предания
♦ учения и религиозные установления, переданные потомству
А. Учения, переданные родителями детям:
Пс 77:3–6; Притч 1:7
♦ иудейскими старейшинами:
Мк 7:3,5
♦ апостолами:
1Кор 11:2,23–26; 1Кор 15:3–7; 2Фес 2:15
Б. Опасность предания
♦ может затемнить Слова Божии:
Мф 15:1–9; Мк 7:1-13
♦ может сбить с верного жизненного пути:
Мих 6:16; Гал 1:14
В. Отношение к преданию
♦ почитать за сор неправильное:
Флп 3:4-8
♦ держаться правильного:
1Кор 15:1–5; 2Фес 2:15
жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. Ср. с легендой.
ПРЕДАНИЕ, я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное п.
предать и пр. см. предавать.
в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации; П. сближается со сказкой и легендой , хотя вымысел в нём отличен от сказочной фантастики и легендарных чудес. Не замыкаясь в рамках бытового повествования, П. включает общественные мотивы. Различают П. исторические (например, о Жанне д'Арк, Иване Грозном, А. В. Суворове) и топонимические (о происхождении названий, например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Широко использовались в древнерусской литературе, в произведениях А. С. Пушкина, Н. С. Лескова, П. П. Бажова и др. В науке проведена систематизация П. и близких ему жанров (указатели И. Р. В. Синнинге, Р. Т. Кристиансена, Л. Симонсури ≈ Финляндия).
Лит.: Чистов К. В., Проблема категорий устной народной прозы несказочного характера, «Fabula», 1967, Bd 9, Н. 1≈3; Соколова В. К., Русские исторические предания, М., 1970; lolles A., Einfache Formen, 2 Aufl., Halle, 1956.
В. П. Аникин.