1.
предложение1, предложения, ср.
1. Действие по гл. предложить-предлагать (книж.). Предложение услуг. Предложение помощи.
2. То, что предлагается выбору, вниманию, что предложено на обсуждение, рассмотрение кого-нибудь или для исполнения кому-нибудь. Внести конкретное предложение. Сделать кому-нибудь предложение. Обратиться с предложением. Предложение принято без возражений.
| Предложенная работа, предложенное занятие, дело. Отказаться от выгодного предложения. Он получил предложение немедленно выехать на завод.
3. Заявление (женщине) о своем желании вступить с нею в брак (возникло из выражения: предложение своей руки и сердца, срн. предложить) (офиц. устар.). «Приезжал за тем, чтобы тебе предложение сделать... и во фрак потому нарядился.» Чехов.
4. только ед. Поступление товаров на рынок (экон.). Закон спроса и предложения.
2.
предложение2, предложения, ср. (перевод лат. praepositio).
1. Слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.). Главное предложение. Придаточное предложение. Сложное предложение.
2. То же, что суждение (филос.).
в лингвистике текста — единица, выступающая в двух функциях: в качестве «строительного материала» для сложных синтаксических целых и абзацев и в качестве единиц, эквивалентных сложным синтаксическим целым и абзацам по функции.
В последней функции П.-абзац выступает как самостоятельная единица текста и имеет непосредственное отношение к текстооб-разованию и связности речи в целом: П.-абзацы служат, например, скрепами между абзацами и более крупными фрагментами (частями) текста, выделяют отдельные положения текста, начинают текст, заканчивают его и т. д.
В литературе отмечается функциональная спецификация некоторых типов П.
По наблюдениям Л.М. Лосевой, например, нераспространенные двусоставные П. чаще всего либо начинают тему нового повествования, либо выступают в качестве итогового в сложном синтаксическом целом; односоставные П. довольно часто замыкают или начинают рассуждения; в вопросительных или отрицательных П. порядок слов и логическое ударение вьщеляют тему последующего рассуждения; восклицательные П. в начале сложного синтаксического целого заключают микротему повествования, а в интерпозиции — намечают результативно-следственные, причинно-следственные отношения частей целого и открывают тему последующего повествования.
Лит.: Бондарко А.В. Проблемы функциональной грамматики. — М., 1985; Золотова Т.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. — М., 1982; Ее же. Очерк функционального синтаксиса русского языка. — М., 1973; Лосева Л.М. Как строится текст. — М., 1980; Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. — М., 1956; Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.
В.Н. Мещеряков
1) стремление, желание производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется, выражается величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые, факторы;
2) заявление о желании заключить договор, продать товар.
См. также ОФЕРТА.
1) Минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение соотносительно с логическим суждением, однако не тождественно ему: каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли. Грамматическую основу предложения образуют предикативность, складывающаяся из категории времени, категории лица, категории модальности, и интонация сообщения.
В науке нет единого определения предложения: известно свыше двухсот пятидесяти различных определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом. Представитель первого направления Ф. И. Буслаев определял предложение как "суждение, выраженное словами", полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории и отношения. Исходя из того, что "грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением", представитель второго направления А. А. Потебня рассматривал предложение как выражение в словах психологического суждения, т. е. соединения двух представлений, образующих сложное представление. Существенным признаком предложения он считал наличие в нем глагола в личной форме (см. глагольность во 2-м знач.). Таких же взглядов придерживался ученик Потебни Д. Н. Овсянико-Куликовский. А. А. Шахматов построил свою теорию предложения на логико-психологической основе и так определил предложение: "Предложение — это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления" Психологической основой предложения Шахматов считал сочетание представлений в особом акте мышления (см. коммуникация во 2-м знач.). Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания; "Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое" Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи. В. В. Виноградов в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип; "Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли" Нет единства взглядов среди исследователей и по вопросу о принципах классификации предложений. В практике преподавания используется следующая классификация?
1) по характеру выражаемого в предложении отношения к действительности; предложения утвердительные и предложения отрицательны е;
2) по цели высказывания! предложения повествовательные, предложения вопросительные и предложения побудительные;
3) по составу: предложения простые и предложения сложные;
4) по наличию одного или двух организующих центров; предложения односоставные и предложения двусоставные;
5) по наличию или отсутствию второстепенных членов: предложения распространенные и предложения нераспространенные;
6) по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения i предложения полные и предложения неполные.
см. перечисленные выше термины в алфавитном порядке, а также классификация предложений, односоставные предложения.
2) Часть сложного предложения (см. сложное предложение, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение, а также предикативная часть сложного предложения).
(пропозиция, теза)
в риторике: главная мысль высказывания, от которой зависят и с которой согласуются все остальные его части.
Делать предложение - предлагать женщине выйти замуж
биржевой курс акции, предложенной для продажи.
см. спрос.
устное или письменное обращение гражданина, имеющее конкретный характер, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни.
См. Жертвенник.
1) стремление, желание производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется, выражается величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые, факторы;
2) заявление о желании заключить договор, продать товар.
музыкальное построение, входящее в состав периода и заканчивающееся кадансом.
в грамматике.
Синтаксическая единица (словосочетание или отдельное слово), обозначенная интонацией и другими формальными признаками как известного рода законченное целое. Относительно объема и характера того понятия, которое обозначается термином П., между учеными нет полного согласия. Так, акад. Фортунатов определяет П. как «суждение в речи», т. е. словесное выражение суждения, не включая в понятие П. другие слова и словосочетания, имеющие тот же характер законченности, но не являющиеся словесным выражением суждения. Другие ученые различают П. высказывательные, куда относят П. в фортунатовском смысле, и П. позывные, восклицательные и т. п., т. е. слова и словосочетания с интонацией законченности, не являющиеся выражением суждения. Формальным признаком П. в этом последнем смысле (объединяющем и высказывательные и назывные П.) является только интонация законченности, в которой можно различать интонацию полной или фразной законченности, обозначаемой на письме точкой и знаками вопросительным и восклицательным, и интонацию частичной законченности, свойственную П., связанным между собою в более сложное целое. Основным признаком П. как словесного выражения суждения является присутствие форм сказуемости (см.) вместе с интонацией законченности.
1. Syn: высказывание, суждение, формулировка, утверждение
2. Syn: совет
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1, я, ср.
1. см. предложить.
2. То, что предложено, предлагается. Внести п. Рационализаторское п.
3. Просьба стать женой. Сделать, принять п.
4. Поступление товаров на рынок. Законы спроса и предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2, я, ср. В грамматике: синтаксически и интонационно оформленная конструкция, выражающая сообщение. Простое, сложное п. Главное, придаточное п. Личное, безличное п. Главные и распространяющие члены предложения.