представление, представления, ср. (книж.).
1. Действие по гл. представить во всех знач., кроме 11 - представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление сцены убийства.
2. Действие по гл. представиться в 1 знач. - представляться.
3. Письменное заявление, письменный доклад (офиц. канц.). Представление о переводе на новую должность.
4. Изображение какой-нибудь пьесы в формах сценического искусства, спектакль, сценическое зрелище (театр.). Театральное представление. Пойти на первое представление пьесы. Давать представление (срн. давать в 3 знач.).
5. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (филос. и псих.). Процесс представления.
| Умственный образ предмета (филос. и псих.). Представления единичные. Общее представление.
6. Понимание чего-нибудь, знание о чем-нибудь, основанное на опыте. Иметь смутное представление о чем-нибудь. Не иметь никакого представления о чем-нибудь. Сохранить неясное представление о чем-нибудь. В моем представлении. Давать представление о чем-нибудь (сообщать некоторые сведения о чем-нибудь).
1) в узком смысле — появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или явления, после того как представляемое объективно уже не присутствует, а также образ, созданный продуктивным воображением;
2) в широком, более точном, смысле — предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто воспринимаемое.
чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. Кроме научного, термин "П." имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания.
В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.
Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако П. не проникает в сущность предмета. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности.
П. подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека. П. различаются также по степени яркости, отчётливости.
В практике обучения П. (не только специально формируемые, но и стихийно сложившиеся), как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 213)
Способ отражения действительности в форме индивидуального целостного остаточного образа, когда-то воспринимавшегося предмета, ситуации. Одно из свойств мышления человека.
См. знакомство.
Представление
♦ Représentation
Все, что представляется в уме, все, что ум способен себе представить, – образ, воспоминание, идея, фантазия. Все это суть представления. Именно поэтому Шопенгауэр и говорит: «Мир есть мое представление». Мы ничего не знаем о мире, кроме того что ощущаем и о чем думаем.
Однако если бы в мире существовали только представления, что они могли представлять?
, -я, ср.
1. Знакомство кого-н. с указанием имени, должности, звания.
* Церемония представления. *
2. Спектакль или увеселительное зрелище.
* Яркое представление. *
3. Совокупность знаний о ком-, чём-н.
* Иметь представление. *
♦ Представления не имею. Совершенно ничего не знаю.
1. Syn: изображение, показ (редк.), демонстрация (кн.), демонстрирование (кн.), отображение
2. Syn: понятие, мнение, суждение, соображение, взгляд, воззрение
3. Syn: запрос, просьба
4. Syn: игра, выступление
5. Syn: выражение, предъявление
образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, я, ср.
1. см. представить, ся.
2. Письменное заявление о чёмн. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).
3. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.
4. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.). П. образ предмета или явления.
5. Знание, понимание чегон. Не иметь никакого представления о чёмн. Составить себе п. о чёмн. Книга даёт хорошее п. о предмете.
• Представления не имею (разг.) совершенно не знаю, не осведомлён. Куда он ушёл? Представления не имею.
(repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве П. Таким образом П. обозначает вторичное, воспроизведенное состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. д.). П. есть термин психологический и логический. В логике П. отличают от понятия; первоначальное П. образуется совершенно непроизвольно, будучи простым следом первичных душевных состояний; в так называемом общем П. заметна уже работа мысли, ибо оно соответствует целому ряду сходных предметов. Логика различает несколько видов П. (общие, отвлеченные и т. д.) и отличает их от понятия, причем общими П. называет группу изменчивых воспоминаний о сходных предметах; понятия, напротив того, характеризуются определенностью и постоянством. Психологический взгляд на П. излагается в учении об ассоциациях и в учении о памяти вообще. Особенное значение термин П. имеет в философии и психологии Гербарта, который в П. видит основной факт психической жизни. "П., — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных П. ("Основания психологии", I гл., § 10). Исходя из положения, что П. суть самостоятельные силы, Гербарт строит своеобразную статику и динамику П. В частностях у Гербарта и его последователей есть много верных замечаний о П., но основное положение, что П. есть самостоятельная сила, не выдерживает критики.
Э. Р.
образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения ; высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания. В отличие от восприятия , П. поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с общим началом, с понятием . П. осуществляется в двух формах ≈ в виде воспоминания и воображения. Если восприятие относится только к настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.
П. есть вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «... так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание» (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 257).
С помощью воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Чем реальнее отражение в П., тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность во всех видах человеческого творчества.
Восприятие и П. не есть независимые силы или способности сознания. Они образуют неразрывное единство. При этом П. является синтезом многих чувственных впечатлений. Характеризуя диалектику взаимоотношения П. и мышления , В. И. Ленин писал: «Представление ближе к реальности, чем мышление? И да, и нет. Представление не может схватить движения в целом, например, не схватывает движения с быстротой 300 000 км. в 1 секунду, а мышление схватывает и должно схватить» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 209).
Лит. см. при ст. Воображение .
А. Г. Спиркин.