одна из центральных категорий эстетики, которая характеризует наиболее совершенные явления в действительности, деятельности людей, искусства. Прекрасное носит бескорыстный характер и непосредственно связано с чувственным созерцанием, активизирующим воображение человека.
Рб: эстетические категории в литературе
Корр: безобразное
Асс: возвышенное, гармония1, красота
* "Прекрасное — и животное, и всякая вещь, — состоящее из известных частей, должно не только иметь последнее в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке" (Аристотель).
"Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной" (В. Шекспир). *
эстетическая категория, позволяющая оценивать высшие проявления красоты в природе, человеческом существе, творениях разума и рук человека, включая произведе ния искусства. В античной культуре представления о прекрасном были неотрывны от понятий гармонии, космоса, порядка, меры, пропорциональности, симметрии и т. д. Применительно к человеку прекрасным считалось то, что соответствует идеалу калокагатиа как неразрывному единению красивого тела и гармоничного внутреннего мира.
Христианство внесло существенные коррективы с сложившиеся к тому времени в эллинистическом мире представления о прекрасном. Произошло перемещение оценочного акцента и в центре оказались категории сакрально-духовного характера - Бог-Отец, Бог-Сын, дух и душа человека. Все материально-витальное, вещественно-органическое отодвинулосьна задний план, но не было полностью вытеснено из сферы восприятия эстетического сознания. Все сотворенное, что несет на себе печать Творца, обладает явными или скрытыми, сильными или слабыми признаками красоты. В рассуждениях христианских мыслителей красота оценивалась в превосходных категориях чаще всего тогда, когда она оказывалась неразрывно связана с понятиями истины и блага.
В искусстве Ренессанса утвердились представления о том, что человеческая телесность неразрывно связывает людей с миром естественных форм, которые, будучи, как и человек, творениями Творца, могут быть красивыми и даже прекрасными. Позднее русский философ Вл. Соловьев так характеризовал эту связь: «Очевидно, в животном царстве красота еще не естьдостигнутая цель, органические формы существуют здесь не ради одного своего видимого совершенства, а служат также... для развития наиболее интенсивных проявлений жизненности, пока наконец эти проявления... не входят в меру человеческого организма, где наибольшая сила и полнота внутренних жизненных состояний соединяется с наисовершеннейшею видимою формой в прекрасном женском теле, этом высшем синтезе животной и растительной красоты» (Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - С. 58-59).
Эстетическая мысль нового времени накопила значительный теоретический материал относительно понимания и истолкования проблемы прекрасного. Чаще всего он относился к сфере художественного творчества. В обширном контексте идей и разнообразных концептуальных подходов выделяется примечательное по точности и яркости рассуждение художника и одновременно крупного представителя английской эстетической мысли У. Хогарта (1697- 1764). В его понимании прекрасно - это результат искусного соединения художником различных элементов в чудесное многообразие, в организованную сложность композиции, когда возникают многообразие без путаницы, простота без примитивности, великолепие без мишуры, отчетливость без жесткости, величие без чрезмерности. Все это способно доставлять эстетическому сознанию наивысшее наслаждение. В книге «Анализ красоты» (1753) Хогарт указал несколько исходных, простейших правил, придерживаясь которых имеет возможность приблизиться в тайне прекрасного. Это симметричность композиции, ее ясность и подчиненность графическому ритму волнообразной, змеевидной, S-образной линии, которая была изображена на палитре Хогарта и на обложке его книги.
В русской культуре два известных определения красоты принадлежат Достоевскому. Каждое из них имело своих сторонников в русской философско-эстетической мысли. В одном он определил красоту как силу, способную спасти мир. Другое гласит, что красота - это таинственная и страшная сила, где дьявол с Богом борются, а борьба эта происходит в человеческом сердце, представляющим собой истинное поле битвы. Когда в этой битве побеждает дьявол, тогда и в безобразии человек ухитряется обнаружить красоту, и в низменном усматривает прекрасное. «...Иной высший даже сердцем человек, и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом Содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы... Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Ведь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, -знал ли ты эту тайну или нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь». Театральный режиссер Н. Н. Евреинов придал этому парадоксу Достоевского вид скандально-эпатирующей формулы: «Театральная красота - это такой вкусный соус, под которым можно съесть родного отца». Но если бы между красотой и преступлением, идеалом Мадонны и идеалом Содомским действительно существовало тождество, то мир был бы бессмысленно противоречив и жизнь в нем несла бы на себе печать трагической безысходности (Н. О. Лосский). Однако мир есть творение всемогущего и всеблагого Бога, и потому свет и красота в нем будут всегда выше тьмы и безобразия.
Вл. Соловьев, размышляя над трактовкой красоты как универсальной спасающей силы, увидел в ней элементы утопизма, явное несоответствие с тем, что происходил в искусстве эпохи народившегося модерна. «Страшно кажется, - писал он, - возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным» (Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991. - С. 30).
Большинство мыслителей, пытавшихся исследовать феномен прекрасного, сходились во мнении, что можно назвать лишь некоторые предпосылки, внешние условия возникновения красоты, но постичь ее суть, проникнуть в тайну ее природы, сущности невозможно. Евреинов выразил таинственную суть красоты следующими словами: «Почему красиво, не знаю. Может быть вы знаете, почему красивы полевые цветы, снег на вершине Казбека, японские безделушки, Кавальери? Убедительных ответов на эти вопросы не существует, ибо красота - это тайна». К этой тайне гораздо ближе придвинулся русский философ Н. О. Лосский: «Красота снеговых гор, их величие, гармония и девственная чистота есть только символ абсолютной красоты, абсолютного величия и чистоты; поэтому горы не вечны и не должны быть вечными, но выражаемая ими красота вечна, и переживание ее навсегда сохраняется в душе...» (Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998.-С. 187).
Размышляя над проблемой красоты, Лосский говорит о возможных сопряжениях категории прекрасного с категорией возвышенного. Это уместнотам, где речь идет о красоте чувственно воспринимаемой мощи и значительности - стихийной мощи природы, а также о мощи жизни душевной, духовной, социальной. Все, что входит в состав Царства Божиего, мира горнего, тоже принадлежит одновременно к областям и прекрасного, и возвышенного. Аналогичным образом прекрасное сочетается с трагическим. Трагическая красота возникает там, где личности гибнут в результате резких столкновений земной реальности с идеалами совершенства, которые осуществимы лишь в горнем мире. С особой силой трагическая красота воплотилась в Пятой симфонии Бетховена, сцене гибели Зигфрида в «Кольце Нибелунгов» Вагнера, Шестой симфонии Чайковского.
Нередко в сугь красоты, в ее Божественную природу глубже проникают не мыслители, а поэты. Примером такого проникновения может служить стихотворение А. К. Толстого:
Когда Глагола творческая сила Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю, к нам, ее светила Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струею хладной И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздробленной И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной, И ничего мы вместе не сольем.
Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще - неволя недолга -
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую, как море,
Что не вместят земные берега!
◘ Лит.: Амфитеатров Е. О. Исторический очерк учений о красоте и искусстве. -Харьков, 1890; ГадамерХ.-Г. Актуальность прекрасного. - М. 1991; Ганслик Э. О музыкально прекрасном. - М., 1895; Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998. Столович Л. Н. Категория прекрасного и общественный идеал: Историко-проблемные очерки. - М., 1969; Хогарт У. Анализ красоты. - Л.: Искусство, 1987.
центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.
ср.
То, что воплощает красоту, соответствует идеалу красоты.