примас, примаса, муж. (лат. primas - глава) (книж. церк.). В католической и англиканской церквах - звание архиепископа, занимающего старинную епископскую кафедру. Архиепископ Лиона - примас Кальский.
(лат. primas — первенствующий, primus — первый), в Римско-католической Церкви и англиканской церкви почётный титул главнейших епископов в той или иной стране, это архиепископ, обладающий высшей духовной юрисдикцией над епископами страны.
В Римско-католической Церкви, примас — архиепископ (или редко викарный епископ (суффраган — suffragan) или освобожденный епископ) епархии (называемый primas) которому присуждается предстоятельство по отношению к другим епископам его собственной области, или более множества областей (возможно части области), типа «национальной» церкви в (исторических) политических или культурных терминах. Это предстоятельство не даёт никаких дополнительных полномочий или власти по отношении к другим архиепископам или епископам, типа осуществления столичным епископом функций (которыми они вообще наделены, в пределах малого или совпадающего с юрисдикцией отдельной церковной области).
Термин общепринят в старейших католических странах, и теперь он вполне почётен, и не располагает никакими отдельными реальными правами по каноническому праву. Название может даваться одной из самых старых митрополий в стране, если она существует. Как высшие должностные лица национальной церкви, особенно национальные ведущие архиепископы, часто возводятся в кардиналы, более высокий сан, и национальное лидерство довольно часто наделяются председательством в национальной конференции епископов (часто наделяемый в его епархии; старомодные синоды стали редки) название довольно часто недействительно для них. Епархиальный город больше не может иметь важного и главного положения, которое он имел, когда епархия была создана, или её очертания больше не могут существовать как государство или нация.
Примасы занимают место ниже верховного архиепископа и патриарха, поскольку первоначально идёт экзарх, и подобно им которые теперь гораздо чаще возводятся в кардиналы (и в пределах этой коллегии истинных князей церкви они не располагают никаким старшинством, в отличие от более высоких рангов не имеют даже право присоединиться к высокому сану Священной коллегии).
Исторические примасы
На Первом Ватиканском Соборе (Coll. Lacens., VII, pp. 34, 488, 726) только архиепископы, фигурировали, как примасы, в достоинстве тогдашних недавних уступок, были эти (страны):
* Венгрия — архиепископ Эстергом-Будапешта, титуловался князь-примас Грана (Эстергома)(уникальный юридический статус);
* Германия — архиепископ Майнца (до 1801);
* Освобожденное архиепископство Антивари (Бар ранее в Хорватии, теперь в Черногории) — примас Далмации начиная с XII века (в 1902 формальное папское подтверждение);
* Архиепископ Салерно, в историческом Неаполитанском королевстве;
* Бельгия — архиепископ Мехелена-Брюсселя (сначала Мехелен, примас всех Нидерландов (исторических));
* Бразилия — архиепископ Сан Сальвадора да Байя;
* Ирландия — архиепископ Армы, известный как «Примас Всей Ирландии»; не путать с параллельным названием архиепископа Дублинского «Примас Ирландии», оба названия, предшествовали политическому разделению Ирландии и поэтому относятся к целому острову;
* Польша — традиционно архиепископ Гнезненский (Гнезен (Gnesen) по-немецки), исключение для нынешнего архиепископа Варшавского, который возглавлял обе митрополии до 1992;
* В Испании: Таррагона (под короной Арагона, теперь в Каталонии; для его конкурента Кастилии, смотрите ниже);
* Чехия — архиепископ Пражский.
Современные и новые государства
Выбор приматских претензий в других странах (здесь сгруппировались современные государства, но часто требуемый примас имел меньшую или параллельную территорию) и их Римско-католические примасы (некоторые исторические притязания бездействовали или были недействительными в течение столетий; новые названия могут быть предоставлены только Папским престолом):
* Аргентина — архиепископ Кордобы, Аргентина (являющаяся самой старой епархией в стране — хотя Буэнос-Айрес, далёкая старшая столица, был первой митрополией);
* Австралия — архиепископ Сиднея, который — эффективный примас по сравнению с его предшествениками, он обычно является кардиналом;
* Канада — архиепископ Квебека;
* Куба — архиепископ Сантьяго-де-Кубы;
* Эквадор — архиепископ Кито (может ещё три области);
* Франция — архиепископ Лиона («Примас Галлии», то есть всей Франции); также архиепископ Буржа — примас Берри, архиепископ Бордо — примас Аквитании, архиепископ Руана — примас Нормандии; архиепископы Реймса, Вьенна, Нарбонна были примасами исторических французских областей.
Интересно, то что в большинстве примасы, это не епископы столиц, так Парижский епископ, только в начале XVII века;
* Германия — архиепископ-курфюрст Майнца (до 1801); также Трира (старая имперская столица) и Магдебурга (для восточной колонизации);
* Австрия — архиепископ Зальцбурга (так как с 1648, редко титуловался «Примас Германии»);
* Италия — Епископ Рима (Папа Римский) — титул римского первосвященника по отношению к Италии;
* Кения — архиепископ Найроби (может ещё три области);
* Нидерланды — архиепископ Утрехта (единственный столичный; прежде Князь-епископ, в то время как все ещё суффраганы);
* Никарагуа — архиепископ Манагуа (единственный столичный)
* Филиппины — архиепископ Манилы;
* Поперек Пиренеев, французские архиепископства Ош (западное) и Нарбонн (восточное) притязали, в 714—1019, на приматство северных частей Испании, в конечном счете оставленное за Таррагоной (в Каталонии);
* В Англии, Кентербери и старая императорская столица Тетрархии, Йорк; оба остались приматствами в пределах англиканства, там единогласно институциализировал как единственные области страны;
* Португалия — архиепископ Браги, требуя первенства по отношению к испанской римской области Галисии на её севере, где паломническая мекка Сантьяго-де-Компостелы непосредственно позже утвердилась, что была приматством — его португальские предшественики потеряли, когда национальная столица был поднята к более высокому рангу Патриарха Лиссабона;
* Скандинавия — Лунд, теперь в южной Швеции (даже потерял своё столичное достоинство, но все ещё существует, поскольку являясь простой епархией) была приматством больше Дании, чем более молодого шведского архиепископства, Упсала (известная свим университетом), также простиралась на Финляндию и даже Ревель (Тевтонский Орден, но не под Ригой; теперь в Эстонии) — во всех эти странах, стали преобладать протестанты;
* Шотландия — архиепископ Сент-Эндрю и Эдинбурга;
* Примас всей Испании папская булла 1088 — архиепископ Толедо (первоначально Вестготского королевства), под короной Кастилии;
* Карфагену Туниса было 'восстановленно' приматство (хотя первоначально это положение проходило без титула в Римские времена) в 1893, под французским колониальным протекторатом;
* Зимбабве — архиепископ Хараре (по одной другой области: Булавайо);
В Соединённых Штатах Америки, где никогда официальное приматство не предоставлялось, архиепископ Балтимора иногда называется «почётным примасом» — так как Балтимор был первой национальной епархией, её епископу предоставляют церемониальное первенство перед всеми другими епископами в Соединённых Штатах. Подобно архиепископ Сеула рассматривается, как примас Кореи, но такое право никогда ему не предоставилось Ватиканом. Такое 'аналогичное' использование названия запутывающее и технически неправильное.
♦ (ENG primate)
(от лат. primas - из первых)
титул главного епископа или архиепископа страны или старейшего диоцеза области. Титул -обычно почетный.
(от лат. primas - первенствующий), в католической и англиканской церквах почетный титул главнейших епископов.
м.
Первый по сану или по своим правам (о духовном лице в католической и
англиканской церкви).
— в западной церкви титул архиепископа, председательствующего на церковных собраниях данной страны и обладающего высшей церковно-судебной юрисдикцией над своими коллегами епископами. Он созывает национальные церковные соборы, вводит в должность новопоставленных епископов, принимает апелляции по делам церковно-судебным; в прежнее время он короновал владетельных князей. В католической церкви он имеет иногда звание апостолического викария. Обыкновенно титул П. на Западе приравнивают к званию патриарха на Востоке. Во Франции титул П. имеют архиепископ лионский и архиепископ буржский, "примас Аквитании". В других странах Европы звание П. имеют архиепископы кентерберийский, упсальский, пражский, гнезненский, севильский, тарагонский, толедский и майнцский (архиепископ Майнцский барон Дальберг в 1806—10 гг. носил титул "князя-П."). В разное время во Франции на звание примаса претендовали архиепископы арльский, реймский, нарбонский, бордоский и др., но безуспешно. В древней западной церкви название П. присваивалось не иначе, как или по причине особенной древности церкви, в которой епископствовал П., или по причине особенного старшинства самого епископа. По этой последней причине в Северной Африке, например, звание П. присваивалось иногда епископу небольшого селения. Папа Григорий VII первый связал этот титул с важностью города, дав архиепископу лионскому приматство над провинциями Парижской, Руанской, Турской и др. По конкордату 18 0 1 г. этот титул был уничтожен, но Пий IX в 1851 г. восстановил приматство архиепископа лионского.
Н. Б—в.
В Польше, когда престол оставался свободным, П. в качестве primus princeps являлся наместником короля (interrex); он созывал сейм для выбора нового короля, в день выборов принимал иностранных послов, собирал голоса избирателей, объявлял об избрании короля и короновал его. В сенате он председательствовал наряду с королем. Первоначально примас избирался соборным капитулом, позже назначался королем, но без папского согласия не мог вступить в отправление своих обязанностей. Последним П. польского королевства был брат короля Станислава-Августа, Михаил Понятовский, умерший в 1794 г. После 1815 г. титул П. в русской Польше носил долгое время архиепископ варшавский. С учреждения архиепископства гнезненско-познанской буллой De salute antmarum (1821) титул П. в Пруссии не возобновлялся; но во время Ватиканского собора Пий IX снова назначил архиепископа Ледоховского П. Польши.