проза, прозы, мн. нет, жен. (лат. prosa).
1. Нестихотворная литература; ант. поэзия. Писать прозой. «Над ними надписи и в прозе и в стихах.» Пушкин. Современная проза. Проза Пушкина.
| Вся практическая, не художественная литература (устар.). «Доныне гордый наш язык к почтовой прозе не привык.» Пушкин.
2. перен. Повседневность, будничная обстановка, то, что лишено красочности, яркости, живости. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы.» Некрасов. Проза жизни или житейская проза.
(лат. prosa, от prosa oratio — прямая, свободно движущаяся речь) — устная или письменная речь без деления на соразмерные отрезки — стихи, а также совокупность произведений, написанных указанным образом; в противоположность поэзии, ритм прозы, в случае его наличия, опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (предложений, периодов, абзацев и проч.). Проза может быть не только художественной, но и деловой, публицистической, научной, мемуарной и т.д.
Рб: роды и жанры литературы
Корр: поэзия
Вид: деловая проза, мемуарно-исповедническая проза, научная проза, публицистическая проза, религиозно-проповедническая проза, художественная проза и т.п.
Асс: эпос
* "Широко распространено мнение, что художественная проза по своей организации не имеет принципиальных отличий от обычной разговорной и письменной речи людей. В то же время многие исследователи, а также и мастера прозы утверждают, что в прозаических жанрах есть своя сложная и внутренне закономерная ритмическая структура, принципиально отличающаяся от стихотворного ритма и все же явно выводящая прозу — с этой точки зрения — за рамки обычной речи" (В.В. Кожинов).
"Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует ее деление на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с поэзией, а эпические — с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэ-тические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения" (Г.Н. Поспелов). *
♦ Проза Сенеки выигрывает, если печатать ее короткими абзацами: видимо, так его и воспринимали, как римского Шкловского или Дорошевича. Но добиться такой разбивки русского перевода не удалось: непривычно.
♦ "Что такое проза?" — спросили Л. Г. М. на встрече с юными читателями. Она ответила: "Вот однажды я потеряла страницу рукописи, пришлось восстанавливать несколько дней, потом нашла прежнюю, и оказалось: слово в слово".
♦ "Мужчинам Цветаеву нужно начинать с прозы", сказала при мне веская писательница. Я долго думал почему, но ничего не придумал.
, -ы, ж.
1. Нестихотворная речь.
* Что не стихи - то проза (Ж.Б. Мольер). *
2. собир. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии.
* Современная проза. *
3. перен. Будничное, повседневное, обыденное в жизни.
* Проза жизни. *
|| прил. (к 1 и 2 знач.) прозаический, -ая, -ое.
* Прозаическое произведение. *
(от лат. prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
ПРОЗА, ы, ж.
1. Нестихотворная литература, в отличие от поэзии. Художественная п. Писать прозой.
2. перен. Будничное, повседневное в жизни. Житейская п. П. жизни.
| прил. прозаический, ая, ое (к 1 знач.).
— Характеристика П. как особого склада мысли и речи, в известных отношениях противоположного поэтическому, сделана в статье Поэзия. С этой точки зрения П. тождественна с наукой; противоположение научного закона и поэтического типа вполне исчерпывает отношения между поэзией и П. Это противоположение яснее всего определено Вильг. Гумбольдтом: "поэзия берет действительность в ее наглядном проявлении, в том виде, в каком она доступна внутренним и внешним чувствам, не заботясь о том, что, собственно, делает ее действительностью, и даже намеренно отталкивая от себя этот вопрос. Переработав это наглядное проявление действительности в образ, она воплощает в нем художественно идеализированное целое. П., напротив, доискивается в действительности именно того, чем она коренится в бытии, тех нитей, которыми она с ним связана; связав затем отвлеченной формулой факт с фактом и понятие с понятием, она представляет их объективную связь в форме идеи" ("О различии организмов etc."). Нельзя противополагать поэзию и П. ни с точки зрения различия субъективности и объективности — разница здесь только в степени, — ни с точки зрения их влияния на чувство — эстетический и эмоциональный характер могут быть в высокой степени свойственны и П., — ни с точки зрения их материала — мир ирреальный в некоторых своих построениях доступен именно только П., науке, а не поэзии: таковы математические учения о многомерных пространствах, более далеких от того, что мы называем действительностью, чем самые идеальные измышления самого необузданного поэта-фантаста. Ввиду этого сходства поэзии и П. и по целям (познание) и по материалу (мир реальный и идеальный) невозможно определять П., как "те словесные произведения, в которых, по требованию и для удовлетворения собственно мыслящей силы души, воспроизводится в слове мир действительный или мир нашей мысли, с целью исследовать истину в области того и другого мира". В этом определении, выставленном старой эстетической теорией, нет ничего, что не было бы свойственно и поэзии. Иное, внешнее понимание термина прозы — вместе с иным пониманием слова поэзия — проводит между ними более определенное различие: это — отождествление поэзии со стихами, которое, собственно, и подало повод к выделению П. (prorsa, т. е. oratio proversa, речь, свободно стремящаяся вперед, в то время как стих должен всегда возвращаться обратно, versus), как особого вида речи, а вместе с тем и словесных произведений. С точки зрения науки, которая знает и художественные романы, и даже "стихотворения" в П., и дидактические (т. е. прозаические) произведения в стихах, такое деление принято быть не может, но в обыденной речи, за отсутствием других терминов, оно держится. Необходимо, однако, указать, что и прозаическая речь не так "свободна", как это может казаться с первого раза: ее структура подчинена своим законам, более сложным и менее уловимым, чем законы стихотворного ритма, но тем не менее несомненным. В ней нет рифмы и однообразия стихов и стоп, но есть иные проявления внешней симметрии и последовательности. На своеобразие прозаического ритма указывает с особенной очевидностью не столько дурная, негармоническая П., сколько попытки дать П. стихотворный ритм (так называемая "рубленая П."), действующие самым антиэстетическим образом. Деление П. на роды и виды (повествование — летопись, записки, биография, характеристика, некролог, история; описание — ученое и художественное, путешествие; рассуждение — аналитическое и синтетическое, критика; речь ораторская — политическая, судебная, академическая, духовная, спич), которым в современных учебниках исчерпывается вся теория П., не имеет ни научного значения, ни дидактических достоинств; то, что в ней есть научного, заимствовано из логики, остальное — мертвое наследие старинной риторики.
Ар. Г.