25 ноября 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня
Всё об этом слове:

Разборы слова пролеткульт

все
по составу
морфологический
фонетический

Морфологический разбор слова пролеткульт

  1. имя существительное: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, именительный падеж, единственное число
Обратите внимание: морфологический разбор слова "пролеткульт" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.

Фонетический разбор слова пролеткульт

Ударение, транскрипция: пролетку́льт→[прал'итку́л'т]
В слове «пролетку́льт»: слогов—2 (про-ле-ткульт), букв—11, звуков—11
Возможные переносы: про-ле-ткульт

Разбор по буквам:

  • п: [п]:согласный, глухой парный
  • р: [р]:согласный, звонкий непарный, сонорный
  • о: [а]:гласный, безударный
  • л: [л']:согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный
  • е: [и]:гласный, безударный
  • т: [т]:согласный, глухой парный
  • к: [к]:согласный, глухой парный
  • у: [у́]:гласный, ударный
  • л: [л']:согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный
  • ь: [-]:-
  • т: [т]:согласный, глухой парный
Обратите внимание: фонетический разбор слова "пролеткульт" произведён по специальному машинному алгоритму и он может быть неточным.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Значение слова пролеткульт

Педагогический терминологический словарь:

(Пролетарская культура)

   культурно-просветительная и творческая организация в Советской России и некоторых других республиках СССР (1917-32). Устав П. (1917) провозглашал задачу формирования пролетарской культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата. П. объединял трудящихся, которые стремились к художественному творчеству и культуре. Издавал ок. 20 журналов: "Горн", "Твори!" (Москва), "Грядущее" (Петроград) и др. Теоретический орган П. - журнал "Пролетарская культура".

   П. возглавляли А.А. Богданов (гл. теоретик) и П.И. Лебедев-Полянский. По мысли руководителей П., художественные студии, кружки и рабочие клубы должны стать лабораториями для выработки особой пролетарской культуры, а не местом массовой культурно-просветительной работы. Мысль о "чистой" классовой пролетарской культуре (созданной только самими рабочими) практически вела к обособлению пролетариата в области культурного строительства и к отрицанию всей предшествующей культуры.

   В 20-е гг. П. стал зачинателем массовых форм эстетического воспитания, выдвинул задачу перед художниками - отдать все силы и знания на продвижение искусства в массы и на создание массового искусства. Художники организовывали шефство над рабочими, школьными и колхозными клубами. Клуб становился и ячейкой нового быта, и местом приобщения масс к искусству. В массовых формах эстетического воспитания, предлагавшихся П., художники "от искусства музеев шли к искусству улиц, площадей, к искусству массовых представлений". Улица становилась сценой празднеств и карнавалов, театральных представлений, средством воспитания людей. Представления возобновляли традиции народного театра и стали основой практики эстетического воспитания. По заказам П. деятелями рос. культуры был создан ряд произведений, оставивших заметный след в истории отечественного и мирового искусства: фильм "Броненосец "Потёмкин"" С.М. Эйзенштейна и Э.К. Тиссэ (1927), театральный спектакль "Мандат" (поставлен В.Э. Мейерхольдом по пьесе Н.Р. Эрдмана, 1925), живописное полотно "Оборона Петрограда" А.А. Дейнеки (1928) и др.

   Методы воспитания "нового человека" в клубах и домах культуры П. отличались действенностью и конкретностью: формировался не чемпион, не собственно актёр, певец или художник, а, прежде всего, гражданин, владеющий речью и "психикой", способный воспринимать искусство, умеющий не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, говорить правильно, доходчиво, эмоционально. В рамках комплексной системы обучения искусство стало рассматриваться как эмоциональное оформление и средство воспитания классового мировоззрения. Были найдены ценные формы и методы художественного воспитания. Именно педагогическая практика этих лет выдвинула положение о преподавании литературы как искусства, которое не мыслилось без детского творчества.

   Важное место в системе комплексного обучения занимал школьный театр - "художественный агитпроп пионерской организации". Пропаганда театральных форм обучения велась в журнале "Искусство и дети" и в созданном в 1928 Институте эстетического воспитания. Детские театры организовывались в самых отдалённых деревнях, где театрально-игровая самодеятельность стала основной формой приобщения школьников к искусству.

   Большое значение деятели П. придавали выработке творческих форм и методов эстетического воспитания рабочего, от профессиональной и эстетической культуры которого зависело обновление производства: пролетарское искусство стало необоснованно рассматриваться как регулятор технического прогресса. Вместе с тем практика эстетического воспитания содержала ряд позитивных требований к культуре рабочего: знание законов художественного творчества; умение отличать эстетически оформленное изделие, различать формы и понимать новейшие направления искусства и пр.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 221)

   См. также Образование взрослых

   Ч111.166.10

Все значения

Предложения со словом пролеткульт

  • Наибольшее развитие пролеткультовские организации получили в 1919 году.
  • О задачах, которые ставили себе пролеткульты, и об общем характере их деятельности можно судить по следующей выдержке из постановлений второй конференции ленинградских пролеткультов.