29 мая 2024
450 тысяч слов
+27 за сегодня

Значения слова проповедь

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Православие. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Православная энциклопедия
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Эстетика. Энциклопедический словарь
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

проповедь

проповедь, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, жен.

1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь.

| перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?» Некрасов.

2. перен. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений. «- Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием...» Ленин (1919 г.).

Культурология. Словарь-справочник

проповедь

☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением IX-V вв. до н. э., прошедшим через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы, в Израиле — выступления пророков, в Иране — зарождение зороастризма, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все перечисленные движения создали свой тип П. (ср. речи Исайи в Ветхом Завете и Заратуштры в Зенд-Авесте, буддийскую литературу, проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла). К началу н. э. вербовка «обращенных» приводит греко-римскую философию к методам уличной П. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). К П. близки по своей структуре и функциям раннехристианские эпистолярные тексты (послания апостола Павла, Игнатия Богоносца, Климента и др.). В IV в. созревает жанр церковной проповеди, окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», русск. «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани IV и V вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (ок. 347-407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику; его проповеди остаются идеальным образцом для Византии, России и других стран православного круга.

На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (ок. 337-397) и Августин (в 4 кн. его соч. «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской проповеди). В течение Средневековья П. остается одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к другим формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере проповедь. Начиная с Бернарда Клервоского (1091-1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к XIII в., в эпоху Франциска Ассизского (ум. 1226) и Антония Падуанского (ум. 1231). В эпоху Возрождения выступают Бернардин Сиенский с его мягким настроением и любовью к бытовой детали и антипод гуманистов Савонарола (1452-98), напротив соединяющий логическую ясность с апокалиптическими чаяниями немедленного конца мира. Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: Лютер провозгласил П. смысловым центром церковной жизни, поставив ее выше литургии. В XVII в. во Франции общий культурный подъем и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно утонченной П., пользующейся стилистическими возможностями барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.).

Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион, Кирилл Туровский и Серапион Владимирский. В русском красноречии XVIII-XIX в. осуществляется синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Проконович, Стефан Яворский, Платон Левшин). Высокой стилистической выдержанности, но одновременно и полного отрыва от жизни русская П. достигает в творчестве митрополита Филарета (Дроздова, XVII-XVIII вв.). В литературе XIX в. предпринято немало попыток «секуляризовать» лексический и ритмический строй П., присвоить ее формы для нерелигиозных целей. Так, стилистику Н. В. Гоголя с ее специфическим построением периода можно описать как травестию традиций церковной элоквенции; характерно, что сам писатель пытался вернуть формальные приемы П. к их старым функциям (в «высоких» отступлениях и особенно в «Выбранных местах из переписки с друзьями»), что вступало в драматическое противоречие с объективным ходом историко-литературного процесса. В современной литературе интонации П. обычно приобретают более или менее пародийный, «остраненный» характер, даже при самых серьезных намерениях писателя: пример — «Хоры из «Скалы» и «Убийство в соборе» Т. С. Элиота.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Православие. Словарь-справочник

проповедь

   наставление, преподаваемое в храме с целью поучения. Православная Церковь считает необходимым для проповеди благодать Таинства Священства и признает право проповеди лишь за пресвитерами и епископами.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

проповедь

пр’оповедь (проповедование) — возвещение слова Божия (Иоан.15:3 ; Деян.13:5 ; Евр.13:7), поучение (·Екк.), пророчество (Ион.3:4), свидетельство о правде (2Пет.2:5) и чудесах Божиих (Пс.18:2) и просто восхваление чего-то (Мих.2:11). Но главным образом это слово обозначает возвещение радостной (благой) вести о спасении через веру в Иисуса Христа, возвещение Евангелия (совершенное Самим Господом и Его Апостолами), поэтому это слово встречается в основном в Новом Завете. Господь Иисус Христос проповедал (возвестил) слово Божие не только всем людям (1Тим.3:16), но и духам (1Пет.3:19), и дело проповеди поручил также Своим ближайшим ученикам — Апостолам (Мат.28:19 ; Мар.16:15 ; Деян.1:8 ; Деян.9:15 ; Рим.1:5). Апостолы выполнили Его наказ и благая весть была возвещена ими во всем мире (Рим.1:8 ; Рим.14:25 ; Кол.1:6,23).

Люди часто говорят и поступают так, как будто весть о Боге и спасении нужно непременно в устной или письменной форме довести до каждого отдельного человека. Но это неверно. Бог доступен и близок всем (Исх.9:16 ; Нав.4:24 ; Пс.18:2,4; Пс.48:2 ; Пс.97:3 ; Пс.104:7 ; Пс.112:3 ; Пс.116:1 ; Ис.49:6 ; Ис.62:11 ; Лук.2:30 -31; Отк.5:6). Он открывается даже и не ищущим Его (Ис.65:1 ; Деян.13:47). Поиск Бога, истины, добра остается всегда на ответственности каждого отдельного человека (Деян.17:27 ; Рим.1:20 ; Рим.10:18,20; Рим.15:11). Научение и разъяснение — это вторичное дело, полезное для принявших благую весть, Христа (Иоан.6:44,65; Иоан.10:29 ; Иоан.17:6). И ошибаются многие чрезмерно активные миссионеры, думая, что от их усилий зависит «обращение всего мира». Ап. Павел однажды проповедовал около двух лет в одном и том же помещении в Ефесе (Деян.19:9), но все жители Асии (Малой Азии) услышали (были ответственны услышать) его проповедь (Деян.19:10, ·срн. Иер.36:10) (а выражение «во свидетельство» в Мат.24:14 значит: «для сведения» тем, кто не принял в свое время, ·срн. Отк.14:6 -7).

Православный энциклопедический словарь

проповедь

церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить верующим учение Иисуса Христа.

Православная энциклопедия

проповедь

   главное орудие распространения и познания веры. Во времена апостолов она считалась делом священным, а дар проповедника отождествлялся с пророческим даром. В наши дни читать проповеди входит в служебные обязанности каждого священника.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

проповедь

   , -и, ж.

   1. Речь религиозно-поучительного характера, которая произносится священником в церкви.

   * Слушать проповедь. *

   2. перен. Речь, содержащая советы, указания, как себя вести; поучение, мораль, нотация.

   * Не читай мне проповедь. *

Эстетика. Энциклопедический словарь

проповедь

   характерная жанровая форма ораторского искусства, имеющая морально-дидактическую, воспитательную направленность и применяющаяся большей частью в церков- но-богослужебной практике. Большой вклад в осмысление религиозно-учительных, нравственно-воспитательных, художественно-эстетических, композиционно- стилистичских, формально-структурных и др. проблем искусства проповеди внесли отцы церкви и целый ряд выдающихся христианских мыслителей - Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Августин, Франциск Ассизский, Мартин Лютер и др. В русской религиозно-церковной истории жанр проповеди получил развитие в выступлениях и трудах Иллариона («Слово о Законе и Благодати»), Кирилла Туровского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.

   ◘ Лит.: Барсов Н. И. Спорные вопросы из истории первобытной христианской проповеди. -СПб., 1886; Подскальски Г. Гомилетика (учительная литература) // Он же. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). - СПб., 1996.

Библия: Тематический словарь

проповедь

(проповедовать)

, проповедь, проповедник

А. Проповедники в Библии

1. Святые проповедники Ветхого Завета

Ной:

2Пет 2:5

Иона:

Иона 1:2; Иона 3:2

Исаия:

Ис 61:1

Иезекииль:

Иез 21:2

Амос:

Ам 7:16

Аггей и Захария:

Езд 6:14

2. Святые проповедники Нового Завета

Иоанн Креститель:

Мф 3:1

Иисус:

Мф 4:17

Петр и Иоанн:

Деян 8:25

Филипп:

Деян 8:40

Павел:

Деян 9:27; 1Кор 9:16

Тимофей:

1Тим 4:13

многие верующие:

Деян 8:4; Деян 15:35

все христиане:

Мф 28:19; Мк 16:15

Б. Содержание проповеди

1. В Ветхом Завете

Божия кара:

Иез 20:46–48; Иез 21:2–5; Ам 7:16; Иона 3:4

послание надежды:

Ис 40:1,2,9; Ис 52:7-10; Ам 9:11-15

2. В Новом Завете

Благая Весть о Царствии:

Лк 9:2; Лк 16:16; Деян 20:25

Благая Весть о спасении:

1Кор 1:21; 1Кор 15:1,2

крест Христа:

1Кор 2:1,2

Воскресение Христа:

Деян 17:18,31; 1Кор 15:12-14

Иисус Христос — Господь:

2Кор 4:5

исполнение Писания во Христе:

Деян 2:14–36; Деян 4:12–26; Деян 13:16–41; 1Кор 15:3-5

грядущий суд:

Деян 10:42; Деян 17:31

призыв покаяться и поверить:

Мк 1:15; Деян 2:38; Деян 10:43; Деян 26:20

Вестминстерский словарь теологических терминов

проповедь

 ♦ (ENG sermon)

 (лат. sermo - разговор, беседа)

   основанное на Священном Писании воззвание во время общей молитвы в целях передачи Слова Божьего в определенном конгрегациональном контексте.

Тезаурус русской деловой лексики

проповедь

Syn: см. назидание, см. наставление, см. нотация, см. нравоучение, см. поучение

Энциклопедический словарь

проповедь
  1. дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).
  2. Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.
  3. Активное распространение каких-либо идей и взглядов.

Словарь Ожегова

проповедь

ПРОПОВЕДЬ, и, ж.

1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п.

2. перен., чего. Распространение какихн. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.

Словарь Ефремовой

проповедь
  1. ж.
    1. :
      1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
      2. перен. разг. Наставление, нравоучение.
    2. :
      1. Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
      2. перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.
    3. Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

проповедь

— христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики (см.; там же и история П.). Главный вопрос в этом учении — о существе и природе П. — доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при определении проповеди принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и самая природа проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П. представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции, относится к той литературной области, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. — "акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) определяет П. как "акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и, в частности, законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов (Иоан., XVI, 13; XIV, 26; Матф., X, 19; Марк., XIII, 11; Лук., XII, 12; 1 Кор., II, 4, 12, 13; посл. ап. Иоан., II, 20, 27 и др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, — что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить, с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в своих канонах усваивает право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав. апост. 58-е и прав. 64-е VI-го вселен. собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии церковь принимала в свои недра и допускала к крещению не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем от своих проповедников — пастырей церковь древняя никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы христианской П., а признак случайный, появляющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Некоторые сектанты — мистики и русские хлысты — думают, что всякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По мнению пиетистов (Шпенер и др.), П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в таинствах каждому христианину для жизни — благодати таинства священства. При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П. как одну из функций благодатной жизни церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме, или прототипы. В книге Деяний и в 1 послании к Коринфянам указаны три таких прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обусловливается степенью присутствия в пастыре проповеднике Духа Божия. Первоначальная по времени форма П. — глоссолалия (γλώσσαις λαλεϊν) апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства проповедник становился вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорит о себе апостол Павел); речь его была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии — энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Дидаскалия — вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времен — психическая их основа — не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П. миссионерская, обращаемая к не ведающим Христа, тоже поручается не иначе как священникам или иеромонахам или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так называемые внебогослужебные собеседования, в храме или в простой зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и проповедь его не часть богослужения церковного, а частное, личное отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный богословско-образовательный ценз, каковы, например, готовящиеся к священству студенты духовных академий и семинарий. Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в проповеднической практике церкви — о сказывании П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в России митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии — митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии — митрополит Московский Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произнесении П., о каковом обычае свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св. Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в проповедничестве, которым, впрочем, не усвоялось названия П. (λογος ωμιλια), замененное названием Εκφράσις (собеседование), введены были в христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по подражанию языческим риторическим школам. В этом же обычае древних церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по которому профессора Киевской академии из мирян произносят П. в храмах на так называемых пассиях, вечерних богослужениях двух недель Великого поста. Подробнее см. "Гомилетика" Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов, "Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб., 1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).

Н. Б—в.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово проповедь может быть

Предложения со словом проповедь

  • Подобные возражения у нас возможны потому именно, что любовь к людям посторонним и горячее участие в их нравственном благосостоянии кажутся нам при современном строе жизни по преимуществу недосягаемыми добродетелями, а кажутся они нам таковыми по той причине, что, несмотря на постоянные современные издевательства над средневековым византизмом, на самом деле, весьма почтенным, хотя и не совершенным мировоззрением, наше религиозное сознание, к сожалению, воспитано совершенно в направлении этого исключительно отрицательного склада духовного саморазвития, исчерпывающегося в одной борьбе со страстями и мало знающего о положительных плодах Царствия Божия, о той жизни радостной любви к людям, которая заповедывается первыми стихами большинства апостольских посланий и проникает собою как проповедь вселенских учителей, так и богослужебную литературу.
  • Они слышали рассказы о чудесах, сопровождавших проповедь сына Марии, и надеялись стать у себя в Назарете свидетелями еще более необычайных событий.
  • Так Господь одновременно предсказал грядущие страдания апостолов, в частности, апостола Иакова Заведеева, который первый из двенадцати пострадал за проповедь Христа, и, одновременно, дал им пример смирения, противопоставив его желанию занять первые места.
  • В Евангелиях описано два случая, когда Иисус, закончив длительную проповедь собравшемуся народу в пустынном месте, пожелал накормить людей, пришедших послушать Его учение.

Цитаты со словом проповедь

  • Живи по правде — вот самая лучшая проповедь.
    Мигель де Сервантес
  • Нехватка одной запятой часто превращает аксиому в парадокс или сарказм в проповедь.
    Эдгар Аллан По
  • Живи по правде — вот самая лучшая проповедь.
    Мигель де Сервантес
  • Хороший пример — наилучшая проповедь.
    Английская поговорка