пророчество, пророчества, ср. (книж.).
1. Предсказание, признаваемое в различных религиях за откровение богов.
2. Предсказание, предвидение. - Чудесное пророчество есть сказка. «Но научное пророчество есть факт.» Ленин.
(Невуа)
Неизвестно точно, когда возникло в Израиле явление, называемое "пророчеством". Пророки видели в Моше Рабейну, первом и величайшем из вождей Израиля и верном посланце Господа, своего духовного отца. О нем свидетельствует Тора*: "И не встал еще в Израиле пророк, подобный Моисею..." (Втор. XXXIV, 10). В Шмуэле тоже видели величайшего из пророков его времени и посланца Провидения. Во времена Шаула в Гева была группа пророков, "и снизошел на него дух Божий, и пророчествовал он среди них" (I Сам. X, 10). Во время богослужения пророки доходили до такого экстаза, что отрешались от всего материального. Большая часть пророков стремилась к самоусовершенствованию, они жили жизнью отшельников, отрешившись от общества и его забот, довольствуясь самым малым. Иные из них обладали такой душевной силой, что смогли подняться над окружением и всячески стремились исправить людей своего поколения, возвести их на высшую нравственную ступень. Они внедряли веру в то, что Господь добр и справедлив, что Ему противны идолопоклонство и злодеяния и что Он воздает всем людям за их поступки, добрые и злые. Так, например, пришли пророк Натан и прорицатель Гад к царю Давиду, чтобы передать ему слово Господне, а также обличить его в грехах и пригрозить ему Божьей карой. Ахия из Шило побудил Иаровама бен Невата восстать против царя Соломона, чтобы обновить царство Израильское. Во всех преданиях о царе Израиля Ахаве пророки выступают как важный фактор в жизни государства. Они вмешиваются в войны Израиля с Арамом (Сирией) и указывают Ахаву путь, который приведет к победе. Во времена Ахава возникла секта пророков - служителей культа Баала, лжепророки, бывшие в чести у царя Ахава и его жены - царицы Изевель. Они не видели в служении Баалу в Шомроне чего-либо противоречащего служению Господу, Богу Израиля. Они льстиво восхваляли царя - героя, ведущего войны своего народа, и предсказывали, что Бог Израиля поддержит его в его войнах и укрепит его трон. Истинные пророки восстали против культа Баала в Шомроне и яростно воспротивились действиям Ахава и Изевели. Эти пророки побудили народ к открытой войне с идолопоклонниками. Многие из пророков были истреблены Ахавом как бунтовщики. В этот тяжкий для пророков Господа момент объявился великий воитель за чистую веру Израиля - пророк Элиягу(Илья)*. Он и его ученик Элиша сделали все, чтобы отвратить народ от идолов, вернуть его к служению Господу и соблюдению законов Торы. Со времени Шмуэля пророки стояли на страже нравственности народа, протестуя против религиозных заблуждений.
Пророки разнятся величием. Подобно тому, как один мудрец может превосходить другого в мудрости, так и в пророчестве - один пророк может быть выше другого. Пророческое откровение приходит во сне ночью или днем во время дремы... И в час откровения дрожит их тело, и мысли их перепутаны, и лишь сознание свободно, чтобы понять увиденное, как сказано об Аврааме: "И вот ужас, мрак великий нападает на него" (Быт. XV, 12).
Откровение пророку носит характер аллегории, но тотчас является ему видение. Так увидел праотец наш Яаков лестницу, по которой восходят и нисходят ангелы; таковы были видения пророков Ирмеягу, Иехезкеля и др.
Все сказанное относится ко всем пророкам, кроме Моше Рабейну, владыки всех пророков. Чем же отличается пророчество Моисея от пророчества остальных пророков? Тем, что пророческое откровение у всех пророков являлось им во сне или в видении, а откровение Моше Рабейну снисходило к нему наяву, как сказано: "И когда входил Моисей в шатер соборный, чтобы говорить с Ним, он слышал глас, говоривший ему..." (Чис. VII, 89). Всем пророкам являлось откровение через ангела и в виде загадки и аллегории, а Моисею - непосредственно, как сказано: "Из уст в уста буду говорить с ним" (Чис. XII, 8). И также сказано: "И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу" (Исх. XXXIII, 11). И еще: "И лик Господа зрит он" (там же), то есть не намек, не загадка, а непосредственное откровение...
Согласно Рамбаму*, пророчество может относиться и к самому пророку - дабы обогатить его чувства и разум - он познает то, чего до этого не знал. А иной раз его направляют к другому народу или жителям другого города или царства, дабы оповестить их и наставить в их деяниях или предостеречь от дурных поступков. И когда его посылают, дают ему знамения, дабы узнал народ, что действительно Господь послал его.
Последние пророки предвещали и то, что ожидает народы мира, и сожалели об их судьбе. Но чаще всего посылались они к избранному народу - Израилю. И именно к избранникам Своим Господь особенно требователен: "Только вас признал Я из всех племен земли, поэтому и взыщу с вас за грехи ваши" (Ам. III, 2).
Добро и справедливость неотделимы, в глазах пророка, от религии. Они составляют ее сущность. Амос требует нравственного усовершенствования, являющегося целью религии. Пророк возмущается напускной праведностью сынов Израилевых и их приверженностью к обычаям в то время, как руки их осквернены злодеяниями. Его особенно возмущали расточительность богачей, несправедливость чиновников. И именем Господа он молвит: "Ненавижу Я, презираю праздники ваши и не стану обонять [жертвоприношений] в торжественных собраниях ваших" (Ам. V, 21). Пророки бесстрашно обличают ложь и несправедливость во всех сферах жизни. Требования и чаяния пророков опережали их время на целые века.
Еще одно свойство великих пророков - они не жаждали принести народу слово Божье, а напротив, нередко уклонялись от своей миссии. Они преодолевали обуревавший их пророческий дух, но повиновались ему часто против своей воли.
Пророк чувствовал свое предназначение, знал, что на него возложены обязательства, которые следует выполнить, хочет он того или нет.
Не всегда народ внимал словам пророков, когда они были произнесены, но велико было их влияние на религиозный дух и нравственность народа Израиля. Оно временами достигало такого высокого уровня, что становилось светочем для народов.
прор’очество — предвидение, предвозвещение, предсказание событий, которые совершаются в будущем. Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить истинность Своих слов. Некоторые пророчества исполняются не сразу, а исполнение других бывает сильно растянуто во времени, поэтому они часто остаются незамеченными (или не привлекают пристального внимания). Но когда вглядываешься в уже исполнившиеся пророчества о судьбе некоторых отдельных городов, местностей или целых народов, поражает великая точность этих предсказаний, сделанных иногда за несколько столетий до совершения факта. Ниже приведены лишь несколько примеров.
В 6 ·в. ·до-РХ пророк Иезекииль (Иез.26:12,14 и др.) предсказал полное разрушение Тира. В 332 ·г. ·до-РХ Александр Великий буквально сравнял с землей береговую часть города и теперь это действительно голая скала с небольшой деревушкой неподалеку от его прежнего места. (см. Тир)
Пророк Исаия (Ис.34:13 -15) в 8 ·в. ·до-РХ, Иеремия (Иер.49:17 -18) в 7 ·в. ·до-РХ и Иезекииль (Иез.25:13 ; Иез.35:5 -7) предсказывали судьбу Едома и его главных городов. Все предсказания исполнились буквально. (см. Села)
Пророк Наум (Наум.1:8,10; Наум.2:6 ; Наум.3:10) в 7 ·в. ·до-РХ предсказал скорое и внезапное падение Ниневии — великого и сильно укрепленного города. Через 50 лет (в 612 ·г. Ашурбанипал с легкостью взял ее в момент, когда наводнение Тигра разрушило стены. Город был сожжен и разграблен и прекратил свое существование. (см. Ниневия)
Пророк Исаия (Ис.13:19 -22; Ис.14:23) и Иеремия (Иер.51:26,43) предсказали полное, хотя и постепенное уничтожение великого и богатого Вавилона. И действительно, на его месте теперь болота и пустыри, неприятные даже для посещения пастухов. (см. Вавилон)
Господь Иисус Христос только косвенно предсказал судьбу Хоразина, Вифсаиды и Капернаума (Мат.11:20 -24) и теперь даже их прежнее местонахождение определяется с трудом. Полагают, что все они погибли во время землетрясения в 400 ·г., которое однако не задело Тивериады, находящейся рядом, о которой Господь не сказал ни слова. (см. Капернаум, Тивериада)
В Мат.24:2 Господь в ответ на вопрос учеников предсказал разрушение храма и самого Иерусалима в скором будущем. В 70 ·г. Тит взяв Иерусалим разрушил храм, а в 135 ·г. был почти полностью разрушен и весь Иерусалим (см.).
Наиболее важным для всех людей пророчеством, которым полно все Священное Писание, является пророчество о приходе в мир Мессии (см.). Его приход Бог твердо и много раз лично обещал через пророков и евреи были полны ожиданий (Ис.7:14, ·срн. Мат.1:21 -23; Мих.5:2, ·срн. Мат.2:4 -6). Есть пророчества, записанные за 700 и даже 1000 лет до прихода Христа, но они так подробны, что кажутся записями очевидцев (Пс.21:17 -19, ·срн. Мат.27:35 и Иоан.19:34 ; Ис.53:4 -9, ·срн. Мат.27:57 -60). В Писании также часто появляются символические образы грядущего Спасителя (напр., Исх.17:6, ·срн. 1Кор.10:4), и имеется предсказание о том, что Его не узнают и не примут (Ис.53:1, ·срн. Иоан.1:10 -11; Иоан.12:37). Стоит задуматься о тех пророчествах, которые еще не сбылись или сбываются!
♦ (ENG prophecy)
(греч. propheteia, лат. prophetia)
высказывание от имени Бога с целью сообщить волю Бога по поводу какой-либо ситуации. В Новом Завете это дар Духа (Рим. 12:6; 1 Кор. 12:10; 14:22). Термин используется также для предсказания или объявления о том, что произойдет в будущем.
Syn: прогноз, предсказание, прорицание
ПРОРОЧЕСТВО, а, ср. (книжн.). То же, что предсказание (во 2 знач.).
(богословское понимание его). — В числе признаков сверхъестественного откровения с древних времен вместе с чудесами поставлялись пророчества. Такой взгляд на пророчества высказывался не только в иудейском и христианском, но и в древнеязыческом мире, хотя в последнем не было точного понятия о пророчестве. Из сочинения Цицерона ("De divinatione" (кн. XXXVIII, гл. 83), между прочим, видно, что последователи стоической философии смотрели на пророчества как на необходимые откровения богов и как на ясные доказательства бытия богов. В другом сочинении Цицерона, " О природе богов" ("De natura deorum", кн. 2, гл. 12), другой стоик Луцилий (Lucilius) в существовании пророчества видит наглядное доказательство бытия богов: "если есть истолкователи воли богов, то необходимо признать, что есть и боги". О значении пророчеств как признаков откровения особенно много мест находится у пророка Исайи; так, например, обличая язычество, пророк доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинных П. (Ис., XLI, 21—24; XIX, 12). В других местах пророк Исайя указывает на предвидение отдаленного будущего как на свойство одного истинного Бога (см. Ис., XLVI, 9—10; XLI, 8—9). В Новом Завете мы находим такой же взгляд на значение пророчеств. Сам Иисус Христос указывал на Свои предсказания будущего как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его божественном достоинстве (см. Иоан., XIII, 19; XIV, 29). По примеру Христа и апостолы в ветхозаветных П. о Мессии и в исполнении этих П. в лице Иисуса Христа видели самое сильное доказательство той же истины. П. по точному значению его есть определенное предвидение и предсказание будущих, совершенно случайных событий, которые ни сами по себе, ни в своих сокровенных причинах не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью предсказаны никаким ограниченным существом, а только по откровению всеведущего Существа могли быть сообщены кому-либо из людей. Относительная неясность может быть присуща в известной степени и истинному П.; это имеет свою причину в том, что в пророческом видении пророку открывается иногда не целостный образ будущего, но только отдельные части целого. Поэтому и говорит апостол Павел: "отчасти пророчествуем" (1 Кор., XIII, 9). Кроме того, будущее, которое пророк созерцает в своем видении, как настоящее, он изображает для своих современников под видом образов, заимствованных из настоящего и прошедшего. Отсюда большая часть пророчеств имеют прикровенный, символический, таинственный характер. Однако же при относительной неясности в частных и второстепенных вопросах истинное П. не может быть неопределенным и двусмысленным в главном и существенном своем содержании. Самым важным признаком того, что известное пророчество есть истинное, служит его исполнение. На неисполнение П. как на признак его неистинности находится прямое указание в Св. Писании: "если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей" (Второз., XVIII, 22). "Пророк тогда только признаваем был за пророка, которого послал Господь, когда сбывалось слово того пророка" (Иерем., XXVIII, 9). См. Н. П. Рождественский, "Христианская апологетика" (т. II, изд. 2, СПб., 1893); митр. Макарий, "Введение в православное богословие" (изд. 5, СПб., 1884); архим. Августин, "Руководство к основному богословию" (изд. 3, М., 1894); прот. Д. Тихомиров, "Курс основного богословия" (СПб., 1887); Ив. Пятницкий, "Введение в православное богословие" (Ставрополь, 1893).