процессия, процессии, жен. (лат. processio) (книж.). Торжественное многолюдное шествие. Похоронная процессия. Праздничная процессия.
(от лат. processio движение вперед)
торжественное, обычно многолюдное шествие.
Syn: кортеж (кн.), шествие
(от лат. processio - движение вперед), торжественное, обычно многолюдное шествие.
ПРОЦЕССИЯ, и, ж. Торжественное шествие. Похоронная п.
(от латинского procedere — двигаться вперед) — в широком смысле всякое вообще торжественное и общественное шествие многих лиц, в частности же — торжественное шествие духовенства с различными священными предметами, как то: образами, крестами, евангелием, хоругвями и т. д. и с пением священных песней и молитв, совершаемое из какой-нибудь церкви по улицам города или из монастыря к какому-нибудь определенному пункту, например месту явления св. иконы, кончины угодника и т. д. При этом перед храмами и другими достопримечательными местами шествие останавливается — совершается краткое молебствие (лития, литания). Особенной торжественностью отличаются П. в католической церкви. В православной церкви главнейшие П. связаны с воспоминаниями и событиями из земной жизни И. Христа, например, выход "на Иордан" с водосвятием в память крещения И. Христа от Иоанна, ход с плащаницей в память погребения И Христа, шествие со свечами вокруг церкви во время светлой заутрени и в следующие дни в память воскресения Христова и т. д.; остальные же, так называемые крестные ходы приурочены к известным дням и совершаются между известными пунктами в память различных в том или другом отношении важных событий в жизни всего народа или только данной местности. Таковы, например, в Петербурге торжественный крестный ход по Невскому проспекту из Казанского собора в Александро-Невскую лавру в память перенесения мощей св. Александра Невского, крестные ходы из разных церквей по своим приходам в память прекращения холеры и т. д. В древней Руси особой торжественностью отличалось уничтоженное впоследствии Петром I "шествие на осляти" (в память входа И. Христа в Иерусалим), когда патриарх восседал на "осляти", а царь, поддерживаемый под руки боярами, вел этого "осля" за снурок под устцы. П. религиозного характера получили свое начало еще в языческое время и перешли незаметно в христианскую церковь, в которой были во всеобщем употреблении уже в IV столетии, но в V и VI столетиях стали принимать более правильный и строгий характер и приурочиваться к известным дням. В настоящее время религиозные процессии в некоторых странах подвергаются ограничению. Так, не только в некоторых протестантских государствах, например в Саксонии, не разрешается католикам свои П. совершать по улицам городов, но даже и в католических странах кое-где они ограничиваются пределами церкви и церковной ограды. П. светские на Западе устраиваются представителями цехов в дни цеховых праздников; устраиваются факельные шествия (Fakelzug) в честь разных событий или лиц и т. д. Особенный характер принимают различные процессии во время карнавала (см.) в Италии и Франции.