Для слова «психея» в нашей базе есть: значения, синонимы, рифмы, разборы, ударение, предложения.
(греч., лат. psyche - душа)
в греческой и римской мифологии воплощение человеческой души в образе бабочки или же девушки с крыльями бабочки. Римский писатель Апулей в сказке «Амур и Психея» изобразил ее прекрасной девушкой, не уступавшей своей красотой Афродите. В греческой мифологии П. была супругой Эрота.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
У Гомера души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди, и только под влиянием орфизма возобладало мнение, что души бесплотны и отличны от материального тела. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позже - в виде бабочки. Знаменитый платоновский образ души-колесницы, управляемой Эросом ("Федр"), устанавливает тесную связь между душой и любовью, однако характерную для народных сказок персонификацию души в виде девушки Психеи, к которой ночью приходит ее любовник Эрос-Купидон, мы впервые встречаем у Апулея в "Золотом осле". Психее запрещено смотреть на Купидона, но однажды она не выдерживает и ночью зажигает лампу и подносит к его лицу. Горячее масло капает из лампы на Купидона, и он, проснувшись, исчезает и в следующую ночь уже не приходит. Психея ищет Купидона по всему свету, пока Зевс, пожалев любовников, не позволяет им вновь встретиться. Часто эту легенду трактовали как аллегорию жизненного пути и воссоединения с божеством после смерти. Легенда о Психее привлекла к себе внимание поэтов, художников и скульпторов. По многочисленным римским копиям известна знаменитая скульптурная группа "Изобретение поцелуя".
Эта легенда пользовалась особой популярностью в эпоху Ренессанса - ложа Психеи во дворце Фарнезе в Риме украшена декорациями с изображениями легендарных сюжетов работы Рафаэля. Нельзя не вспомнить скульптурные группы работы Кановы и Родена. Так, Китс называл Психею "последним в олимпийской иерархии, но самым сладким видением"; к теме Психеи обращались Кальдерон, Лафонтен, Мольер, Батюшков, а Мандельштам посвятил Психее такие стихи:
Когда Психея-жизнь спускается к теням,
в полупрозрачный лес, вослед за Персефоной,
слепая ласточка бросается к ногам
с стигийской нежностью и веткою зеленой.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)