28 сентября 2024
450 тысяч слов
+3 за сегодня

Значения слова психотерапия

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Дефектология. Словарь-справочник
Словарь терминов МЧС
Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

психотерапия

психотерапия, психотерапии, мн. нет, жен. (от греч. psyche - душа и therapeia - уход, лечение) (мед.). Лечение болезней психическим воздействием (напр. гипнозом).

Педагогический терминологический словарь

психотерапия

   1. отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний;

   2. метод комплексного лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

   Условно различают П. клинической ориентации, которая направлена на смягчение или ликвидацию симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача которой - содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Осн. сферой приложения П. являются неврозы.

   П. детского возраста характеризует сравнительно небольшая роль вербально-аналитических, рациональных приёмов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей к процессу лечения детей. Организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании. Разработана концепция патогенетической П. неврозов у детей и подростков, включающая последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой П.

   Наряду с коррекцией выраженной патологии важная задача П. - профилактика нервно-психических заболеваний и их лечение на самых ранних этапах.

   Распространённые ошибки родителей и воспитателей приводят к росту отклонений в поведении детей, которые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний - начальные проявления неврозов, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение, жестокость детская и др. Подобные проявления требуют психотерапевтического воздействия квалифицированных специалистов в рамках школьной психологической службы.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 230)

   См. также Арттерапия

Дефектология. Словарь-справочник

психотерапия

 (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение)

   1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний;

   2) метод психологического (в отличие от медикаментозного и хирургического) лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают П. клинической ориентации, которая направлена главным образом на ликвидацию или смягчение симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача которой - содействие пациенту в изменении его отношений к обстоятельствам жизни и к собственной личности. Основной сферой приложения П. являются неврозы; при других болезненных состояниях аутизм, психозы, психопатии) П. имеет вспомогательное значение, поскольку психологически обусловленные факторы менее значимы в их происхождении.

   Разработка научных основ П. была начата в середине XIX в., особое внимание тогда уделялось явлениям гипнотического внушения. На этих основах базируется существующая поныне суггестивная П., оперирующая методом прямого внушения. В начале XX в. разработан метод рациональной П., при котором лечебное воздействие осуществляется за счет обсуждения с больным характера его заболевания, обучения приемам противодействия симптомам болезни. В 40-60-е гг. возникло направление групповой П., в котором нашли применение дискуссионные и игровые формы работы. Существуют многочисленные методы П., каждый из которых основывается на той или иной теории личности и ее патологии. Распространенным методом является поведенческая терапия, основанная на учении об условных рефлексах; в ней используются лечебно дозированные раздражители, способные «загасить» негативные симптомы. В других направлениях разрабатываются приемы психической саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применения в лечебных целях изобразительного творчества больных, пантомимы, музыки, драматических постановок.

   П. детского возраста характеризует сравнительно небольшая роль рациональных аналитических приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей. Разработаны оригинальные методы П. невротических расстройств, энуреза, заикания, при РДА и патологии характера. Получили распространение методики игровой П., организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании. Разработана концепция патогенетической П. неврозов у детей и подростков. Она включает последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой П. Задача семейной П. - восстановление единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов. Она предусматривает создание атмосферы сотрудничества родителей с психотерапевтом для совместного лечения детей, изменение неправильно сложившихся отношений в семье и взглядов на воспитание, являющихся источником невротического заболевания. Для этого используются приемы обсуждения и дискуссии в семейной группе, совместного проигрывания конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми по сценариям, поочередно предлагаемым психотерапевтом, родителями и детьми. Задача индивидуальной П. состоит в устранении клинических проявлений невроза у детей, прежде всего страхов, астенической симптоматики, вегетососудистых и психомоторных расстройств посредством игровой (у дошкольников) и гипносуггестивной (у школьников) терапии, перестройки отношений (у подростков). Эффективность психотерапевтического воздействия, включая игру, внушение и гипноз, объясняется помимо прочих факторов обратимым характером невротических расстройств и созданием особого доверительного контакта между психотерапевтом и ребенком. Улучшение в процессе П. самочувствия, прекращение страхов, болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма помогает развить у детей уверенность в себе и своих возможностях, решительность в действиях. Результат индивидуальной П. - достижение психического единства личности ребенка и актуализация дальнейших возможностей развития. Задача групповой П. - нормализация межличностных отношений и перестройка неблагоприятно сложившихся черт характера. Обучающей моделью взаимодействия служит сама психотерапевтическая группа, состоящая вначале из свестников, затем из детей и родителей. Групповая П. состоит из ряда этапов - от подвижных игр до совместного проигрывания и обсуждения проблематичных ситуаций. Итог всего комплекса патогенетической П. - нормализация психического состояния детей, устранение или смягчение характерологических изменений, развитие уверенности в себе, контактности и коллективизма, раскрытие творческих возможностей и способностей. Этим создаются условия для гармоничного формирования личности детей и подростков. Своевременно проведенная и эффективная П. неврозов у детей служит основой предупреждения неврозов у взрослых.

   Наряду с коррекцией выраженной патологии П. выполняет также задачи профилактики нервно-психических расстройств. Распространенные ошибки родителей и воспитателей привели к росту отклонений в поведении и развитии детей, которые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний - начальные проявления неврозов в форме астено-невротических реакций, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведение и жестокость, истерический стиль реагирования и др. Подобные проявления требуют психотерапевтического воздействия, которое наиболее рационально осуществлять силами квалифицированных специалистов в рамках школьной психологической службы. Роль последней в общем виде можно представить как П. среды (семьи, детских учреждений, школы, коллектива) - нормализацию всех факторов, влияющих на развитие ребенка.

Словарь терминов МЧС

психотерапия

воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных, психосоматических заболеваниях и при психических расстройствах, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Этот метод наиболее сложен для его использования в психиатрии катастроф, т.к он достаточно трудоемок и доступен сравнительно ограниченному числу пораженных, особенно в очаге поражения и на передовом этапе оказания психиатрической помощи. Его эффективность существенно возрастает при грамотном использовании косвенных психотерапевтических воздействий, в частности, предоставление адекватной информации, соблюдение деонтологических мер, правильная организация общения с пораженным и т.д.

Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

психотерапия

   комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах.

Вестминстерский словарь теологических терминов

психотерапия

 ♦ (ENG psychotherapy)

   метод лечения, применяемый в психоанализе или психиатрии.

Энциклопедический словарь

психотерапия

(от психо... и терапия), психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на больного с лечебной целью. Выделяют рациональную психотерапию, или разъяснение, внушение (в состоянии бодрствования или гипноза), самовнушение (аутогенная тренировка) и др.

Словарь Ожегова

психотерапия

ПСИХОТЕРАПИЯ, и, ж. Метод лечения больного средствами психического воздействия.

| прил. психотерапевтический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

психотерапия

ж.
Воздействие на психику человека с лечебной целью.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово психотерапия может быть

Предложения со словом психотерапия

  • Третий уровень – методы психотерапии в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (индивидуальная и групповая психотерапия, в первом случае инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевт, во втором – психотерапевтическая группа).
  • Бехтерев, исходя из того, что он для воздействия на человека с целью его лечебного изменения предложил триоду (разъяснительная психотерапия, внушение в гипнотическом состоянии и самовнушение в просоночном состоянии), видел сложность личности, ее самозащищенности и поэтому предлагал воздействовать на сознание, бессознательное и актуализация и активация собственных ресурсов, включенность активности больного в лечебный процесс.
  • Значительную роль в этом может сыграть рациональная психотерапия с членами семьи, в ходе которой формируется представление членов семьи о нервно-психическом расстройстве, нарушающем жизнь семьи, раскрываются основные пути преодоления встречающихся проблем.
  • В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов (Куэ, Бодуэн), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации (Джекобсон), а также рациональная психотерапия (Дюбуа).

Цитаты со словом психотерапия

  • У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия.
    Виктор Франкл