публицистика, публицистики, мн. нет, жен. (от лат. publicus - общественный) (книж.).
1. Литература по общественно-политическим вопросам. Русская публицистика 60-х гг.
2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный публицистикой.
3. Писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. У него за плечами 20 лет публицистики.
в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации
в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации.
(от лат. publicus — общественный) — тип произведений, в которых оперативно исследуются и обобщаются актуальные факты и явления текущей жизни с целью воздействия на общественное мнение и общественное сознание. Элементы публицистики нередко проникают в художественные произведения.
Рб: роды и жанры литературы
Асс: публицистические жанры
* "Публицистика, как и сатира, насквозь проникнута тенденциозностью, духом полемики. Но если сатира воздействует на читателя с помощью смеха, то публицистика берет на вооружение прежде всего ораторское слово, ее стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность" (А.С. Сулейманов).
"Публицистика всегда взывает к разуму и чувству гражданина, какое бы профессиональное, служебное, социально-ролевое положение он ни занимал" (Г.П. Любимова). *
♦ "Чехов относился к России, как врач, а на больного не кричат" (Ремизов, "Петерб. буерак", 242).
(от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.
ПУБЛИЦИСТИКА, и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.
| прил. публицистический, ая, ое.
— обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни. Вопросы эти могут быть также предметом научного исследования, но общность предмета не должна вести к смешению области науки и П. Разница определяется прежде всего мотивами — практическим в П. и теоретическим в науке; для П. изучение, теория есть всегда лишь средство, ведущее к определенной цели — практическому выводу. Можно сказать, что П. относится к науке об обществе и государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область П. входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определенного и готового мнения, не дает в П. места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью П. опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нем не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования П. самые яркие образцы ее мы находим в форме памфлета. Есть попытки видеть начало П. в далеком прошлом литературы; Ренан даже называл библейских пророков публицистами древности. Несомненно, однако, что П. в современной ее форме есть создание новой истории, все течение которой — начиная с предвестников реформации — ознаменовано мощным развитием П., которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых важных общественных движений. Это значение П. еще усилилось с появлением периодической прессы. Роль П. в современной жизни громадна. Даже в тех случаях, когда она идет за общественным мнением, она влияет на него, давая ему определенное выражение и модифицируя его в ту или иную сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы начинало и начинает свою деятельность с П., прибегая к ее помощи и впоследствии. Особенное значение имеет П. в России, где она является почти единственным и во всяком случае главным проявлением частной общественно-политической инициативы, и где так важна руководящая роль литературы; авторитетное положение русской литературной критики объясняется тем, что она — в лице наиболее популярных своих представителей — занималась по преимуществу П. Отсутствием иных органов для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей литературе социального романа с определенной, подчас партийной окраской, а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы П. такие яркие художественные таланты, как Салтыков и Успенский, представители особого литературного жанра — соединения художественных образов с П. Ср. Газета, Журнал, Памфлет.
Ар. Г.