25 ноября 2024
450 тысяч слов
+36 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова пятидесятница

все
Словарь Ушакова
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
Вестминстерский словарь теологических терминов
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

пятидесятница

пятидесятница, пятидесятницы, жен.

1. женск. к пятидесятник (публиц.).

2. Один из т.н. двунадесятых праздников у христиан, то же, что троицын день (церк.).

Библейская энциклопедия арх. Никифора

пятидесятница

   Праздник седмиц, также праздник жатвы (Исх 34:32) см. Праздники еврейские. В этот праздник кроме молитв и жертвоприношений преимущественно читались места из книг Закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара. В христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Св. Духа на Апостолов. Это один из величайших христианских праздников от времен апостольских (Деян 2:1-22). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Свящ. Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое следует сряду после литургии, и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв Св. Василия Великого. В молитвах этих Церковь молится Триипостасному Богу о даровании и всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды — телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших, чтобы Господь всем нам простил грехопадения наши и отшедшим дал свободу и ослабление, а нас здесь благословил, и дал нам мирный конец и всех удостоил небесного Своего царствия. В Троицын день Восточная церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божии и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами (Григ. Богосл. Слово 44). Обычай этот перешел к нам из иудейской Церкви, в которой Иудеи в память Синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали впоследствии синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травою и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы эти, как начатки обновляющейся весны, напоминая нам о Синайском законодательстве и о событии сошествия Св. Духа на апостолов в этот день, должны вместе служить для нас знаком и выражением живейшей нашей радости и благодарности Богу — Зиждителю нашему, устрояющему наше спасение, и с обновлением природы обновляющему и освящающему самые наши поля и все обильно дарующему нам для наслаждения.

Православие. Словарь-справочник

пятидесятница

   1. Ветхозаветный праздник, у евреев назывался также праздник седмиц, праздник жатвы (см. Исх. 34, 32). В этот праздник вспоминалось дарование синайского законодательства, кроме молитв и жертвоприношений, преимущественно читались места из книг Закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара.

   2. В христианской Церкви под Пятидесятницей подразумевается: а) пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение усомнившегося в воскресении апостола Фомы (см. Ин. 20, 24-29). Во вторник второй недели (седмицы) в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница. Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено святым женам-мироносицам (см. Мк. 15, 43-16). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного (парализованного) при Овчей купели (см. Ин. 5, 1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 4, 5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (см. Ин. 9, 1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне.

   В седьмое воскресенье вспоминаются святые отцы I Вселенского Собора. Суббота седьмой недели – Троицкая родительская суббота.

   В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели, празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день иначе называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди; б) праздник Православной Церкви из числа двунадесятых. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения). Когда апостолы собрались вместе, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Священного Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое в настоящее время следует сразу после литургии и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв свт. Василия Великого. В этих молитвах Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды – телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших. В день Троицы Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божии и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами. Обычай этот пришел из Иудейской Церкви, в которой иудеи в память синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травой и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, как начатки обновляющейся весны, напоминая о синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов, должны вместе служить знаком и выражением живой радости и благодарности Богу Зиждителю, устраивающему спасение людей, с обновлением природы обновляющему поля и обильно дарующему все для полноты жизни.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

пятидесятница

Пятидес’ятница (Деян.2:1 ; Деян.20:16 ; 1Кор.16:8) — праздник жатвы первых плодов (Исх.23:16), праздник седмиц и праздник начатков жатвы пшеницы (Исх.34:22 ; Втор.16:10), седмицы и день первых плодов (Чис.28:26), праздник, который праздновался на пятидесятый день после первого снопа жатвы (см.), и потому этот праздник, как и праздник первого снопа жатвы, не был фиксированным. В этот праздник, независимо от дня недели, требовалось оставить все работы, созвать священное собрание (Чис.28:26) и принести особые жертвы (Лев.23:17 -18; Чис.28:27 -30). В этот праздник требовалось принести новое хлебное приношение (Лев.23:16 ; Чис.28:26). В день Пятидесятницы, вскоре по вознесении Иисуса Христа (после Пасхи через 40 дней плюс несколько дней — Деян.1:3,5) во время собрания на Апостолов сошел Дух Святой (Деян.2:1 -4). (см. праздники)

Словарь церковных терминов

пятидесятница

пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Св. Троицы. В первое воскресение после Пасхи (второе воскресение Пятидесятницы) воспоминается явление воск росшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин. 20; 24-29). Во вторник второй недели в Русской православной церкви совершается всецерковное поминовение умерших - радоница. Третье воскресение Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15; 43-16; 8). В четвертое воскресение вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5; 115). В пятое - встреча Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 4; 542). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин. 9; 138). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресение вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной триоди.

праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2; 24; см. также далее).

Православная энциклопедия

пятидесятница

   1) второе название праздника Святой Троицы, относящегося к числу двунадесятых преходящих праздников. Пятидесятницу (Троицу) празднуют в пятидесятый день по Пасхе. Праздник посвящен сошествию на апостолов Святого Духа. Его события таковы: на пятидесятый день после воскресения Христова апостолы собрались в одном доме и «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния апостолов, 2, 2–4); 2) пятьдесят дней, проходящих от Пасхи до Троицы.

   Первое воскресение по Пасхе называют Неделей Фоминой в честь явления Спасителя апостолу Фоме, который не хотел верить, что Учитель воскрес, пока не увидел Его собственными глазами (Евангелие от Иоанна, 20, 24–29).

   В следующий за Неделей Фоминой вторник Православная церковь отмечает Радоницу: дань поминовения всех усопших, который еще называют Пасхой для умерших.

   Третье воскресение по Пасхе посвящено памяти жен-мироносиц, пришедших ко гробу Спасителя и не обнаруживших Его тела (Евангелие от Матфея, 28, 1–6).

   Четвертая неделя Пятидесятницы посвящена воспоминанию исцеления Спасителем расслабленного, который более тридцати лет ждал чуда у Овчей купели (Евангелие от Иоанна, 5, 1-15).

   Пятое воскресение – память о встрече Иисуса Христа и самаряныни, пришедшей к колодцу за водой, которой Спаситель обещал воду жизни (Евангелие от Иоанна, 4, 5-42).

   В шестое воскресение церковь вспоминает исцеление Иисусом слепого (Евангелие от Иоанна, 9, 1-38).

   В сороковой день Пятидесятницы, который выпадает на четверг шестой недели, Церковь празднует Вознесение Господне (Евангелие от Луки, 24, 50–52).

   Суббота седьмой недели – это Троицкая родительская суббота, когда Церковь вспоминают всех усопших.

   Седьмое воскресенье Пятидесятницы – день памяти отцов I Вселенского собора.

   В восьмую неделю по Пасхе Церковь празднует День Святой Троицы, который также является днем сошествия на апостолов Святого Духа. На следующий день, то есть в понедельник, Церковь отмечает День Святого Духа.

   Первое воскресенье по Пятидесятнице – неделя Всех святых, а с понедельника второй недели начинается Петров (Апостольский) пост.

   Во второе воскресенье по Пятидесятнице Русская православная церковь вспоминает Всех святых, в земле Российской просиявших. Все богослужения Пятидесятницы, вплоть до дня Всех святых, написаны в цветной Триоди.

Вестминстерский словарь теологических терминов

пятидесятница

   / День Пятидесятницы

 ♦ (ENG Pentecost / Day of Pentecost)

 (греч. pentékoste - пятидесятый)

   иудейский праздник Неделей (Исх. 23:14-17), к-рый начинался, когда первые плоды урожая представлялись Богу на пятидесятый день после Пасхи. На пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа на церковь сошел Святой Дух (Деян. 2). П. называется также - Троицын День.

Словарь Ефремовой

пятидесятница

ж.
Один из двунадесятых праздников у христиан, отмечаемый на пятидесятый день
после Пасхи; Троицын день, Троица.

ж.
см. пятидесятники.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

пятидесятница

— второй из трех великих праздников древнееврейского народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синай, праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq., XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие Св. Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив то же самое название, заменяемое иногда и другими — день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. ведется счет богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед великим постом.

А. Л.

В древности под именем П. разумелся и весь промежуток времени, отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия Св. Духа на апостолов, или П. в собственном смысле. В Постановлениях апостольских есть прямая заповедь праздновать П. (кн. V, гл. 20); в другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаженного Августина и др. часто встречается упоминание о праздник сошествия Св. Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в. возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную торжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать в этот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иоанном Дамаскином и Косьмою Маюмским составлены в честь праздника П. многие песнопения, которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св. Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки возобновляющейся весны, но, вместе с тем, указывает на обновление людей силой нисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый день после Пасхи воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем день (понедельник) прославляет особо Пресвятого Духа (см. Духов день).

См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. II, СПб., 1887); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово пятидесятница может быть