пятница, пятницы, жен. Название одного из дней семидневной недели, пятого после воскресенья.
• Семь пятниц на неделе у кого - погов. о том, кто часто меняет свои решения. У него семь пятниц на неделе.
Часовня (2) в виде креста с иконой, поставленная у развилки дорог.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Эти приготовления начинались около 9-го часа дня, и, следовательно, около 3-х часов пополудни (Древ. Флав. кн. XVI, гл. 6), и состояли собственно в приготовлении пищи для субботы (Исх 16:5-23), в очищении и приготовлении праздничных одежд, в накрытии стола и возжжении светильников. Естественно, что обыкновенные дневные занятия на эти часы отменялись. Как субботе, так и другим великим дням, празднуемым подобно субботе у Иудеев, также предшествовал день приготовления; отсюда у Иоанна день распятия Господа называется приготовительным днем Пасхи (Ин 19:14), ибо в тот год Пасха случилась в субботу. Таким образом, и осуждение Спасителя на распятие и самое распятие и смерть Его — все это происходило в пятницу на субботу.
Семь пятниц на неделе у кого - поговорка о том, кто часто меняет свои решения.
► У него семь пятниц на неделе.
п’ятница (русский перевод) (Мат.27:62 ; Мар.15:42 ; Лук.23:54 ; Иоан.19:14, 31,42) — шестой день еврейской недели. В оригинале во всех местах стоит — «день приготовления» (как он и назывался у евреев), ибо примерно с трех часов дня начиналось приготовление к полному покою седьмого дня — субботы (Исх.16:5,23), которая продолжалась с шести часов вечера до шести часов вечера следующего дня (см. день).
в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.
ПЯТНИЦА, ы, ж. Пятый день недели. Семь пятниц на неделе у когон. (о том, кто часто меняет свои мнения, решения; разг. шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.).
| прил. пятничный, ая, ое (разг.).
— С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI в. преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. до того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. собора, который разрешил пост в П. для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о П., как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности. Отсюда возникло запрещение некоторых работ: бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи; на это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в П. "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на П., как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на П. как на день счастливый для свадеб и для рождений. П. имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с П. представления об особом лице. Так, в "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" Среда и П. являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с П., представление о св. мученице Параскеве (по-гречески Παρασκευη — пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название П.: "св. Параскевии, нареченные П."; в азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа П. часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. П. бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева — П. является олицетворением дня П.; по народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр. По малороссийским сказаниям, П. ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в П. чесал волосы или прял. Представление о П., как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований; с П. связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо; отсюда возник взгляд на П., как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. П. обращаются девицы с молитвой о женихе. В П. служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы; к П. обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы; под икону П. кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. П. помогают от болезней; написанные на бумаге, они имеют значение талисманов. Празднование П. сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания П. вообще и св. П., выделяется почитание обетных и именных П. Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать П. Под названием именных П. известны 12 определенных в году П., за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих П. находится в апокрифическом сказании "О 12 П.", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 П. приписывается св. Клименту, папе римскому; оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях — Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая — по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении П. относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской — новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 П. посвящено ценное исследование А. Веселовского: "Сказание о 12 П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., № 6). Почитание П. распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. местностях: в П. не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться; свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы; наоборот, родившиеся в П. пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в П. пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы П. играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 П. и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим П., является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию П. на Западе присоединились языческие воспоминания о П., как о дне, посвященном в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (П. — Freitag).
См. Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 1); А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, №№ 1—4 и 6; 1877, № 2); Порфирьев, "О почитании Среды и П. в древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, № l); И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 П." ("Филологические Записки", 1870, вып. III); "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, №№ 191—193); Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, № 11); Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865—69).
А. Г. К.