02 мая 2024
450 тысяч слов
+44 за сегодня

Значения слова рабство

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Античный мир. Словарь-справочник
Энциклопедия иудаизма
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Библия: Тематический словарь
Вестминстерский словарь теологических терминов
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Большой юридический словарь
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

рабство

рабство, рабства, мн. нет, ср.

1. Состояние, положение раба. Освободиться от рабства. Томиться в рабстве.

2. Общественный срой, основанный на владении рабами (в 1 знач.), хозяйство, основанное на рабском труде. «При рабстве "закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов.» Сталин.

3. перен. Эксплоатация, угнетение одних людей другими. Народы России в октябре 1917 г., руководимые партией Ленина-Сталина, сбросили с себя цепи капиталистического рабства.

4. перен. Полное подчинение какому-нибудь влиянию или увлечению. Он в полном рабстве у своих страстей.

Политическая наука: Словарь-справочник

рабство

1) исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина -щие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 - нач. 19 вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 в.;

2) форма социальной стратификации, при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как их собственность.

Античный мир. Словарь-справочник

рабство

   исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации и угнетения, основанная на собственности рабовладельца как на средства производства, так и на непосредственных производителей - рабов. Р. возникло в период разложения первобытной общины и появления частной собственности, роста экономического неравенства и развития производительных сил. Впервые рабовладельческий уклад появился и утвердился в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия и др.). Однако классическую форму р. приобрело в Древней Греции и Древнем Риме.

   Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы, рабы и свободные производители: крестьяне, ремесленники и т. п. В античных странах основными источниками пополнения рабов были: войны, долговая кабала, пиратство, а также дети, рожденные от рабов и рабынь, и подкидыши. Со временем долговое р. было отменено: в Афинах - Солоном в 594 г. до н.э., в Риме - Петелием в 326 г. до н.э.

   Р. в период своего возникновения носило патриархальный характер, т.е. рабы были практически на положении членов семьи: жили в доме, ели вместе со всеми за столом и т.д. В классической же рабовладельческой системе рабы - это говорящие орудия труда, вещи владельца. Совр. наука не может определить точного количества рабов в античных странах: известно только, что рабов было значительно больше, чем свободных людей. В различных сферах производства характер труда рабов отличался: наиболее тяжелым был труд в каменоломнях, шахтах, на мельницах, в мастерских и гладиаторских школах. В лучших условиях находились рабы-интеллигенты: ученые, врачи, учителя, служащие учреждений и т.п.

   Рабовладельческое общество было более прогрессивным, чем первобытная община. При налаженной системе организации рабского труда и усиленной эксплуатации рабовладельцы получали огромные прибыли, а это давало большие возможности для развития производства, науки, искусства и т.п. Но, достигнув высокого уровня развития производства, производительные силы не могли дальше развиваться в рамках рабовладельческих отношений. К тому же борьба рабов не способствовала успеху производства и ускоряла его кризис и падение. Поэтому были найдены новые формы зависимости: вольноотпущенничество, колонат, пекулий и др. Эти формы зависимости способствовали переходу от рабства к феодальным отношениям и феодальному способу производства; происходил процесс дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений в новых условиях. И хотя законодательно р. не было отменено, оно постепенно само изжило себя.

   Валлон А. История рабства в античном мире / Пер. с франц. Т. 1-2. М., 1941; Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI - V вв. до н.э. Л., 1980; Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990; Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963; Маринович Л.П., Голубцова Е.С., Шифман И.Ш., Павловская А.И. Рабство в Восточных провинциях Римской империи в I - III вв. М., 1977; Неронова В.Д. Формы эксплуатации в древнем мире в зеркале советской историографии. Пермь, 1992; Нибур Г.И. Рабство как система хозяйства. Этнологическое исследование / Пер. с англ. М., 1907; Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991; Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедия иудаизма

рабство

(Авдут)

   У всех без исключения народов существовал в древности институт Р. Оно не только было дозволено, но составляло необходимую основу существования хозяйства - семейного, общинного и национального. В отличие от наемника, который зависел в известной мере от работодателя, но выполнял работу по доброй воле и мог в любой момент освободиться от этой зависимости, само тело раба принадлежало его хозяину, и раб считался просто рабочей силой. Плоды его труда и лично он принадлежали не ему, а рабовладельцу. Хозяин был вправе убить своего раба или искалечить его безнаказанно. Право владения рабом переходило по наследству, как все имущество умершего. Хозяин мог продать раба, подарить его или заложить его за денежный долг.

   Иным было отношение еврея к рабу, даже в древности, ибо, согласно еврейскому мировоззрению, раб также создан по образу и подобию Господа и принадлежит к роду людскому. В книге Иов это мировоззрение находит свое выражение: "Если презрю я право раба моего и рабыни моей в тяжбе их со мной, то что сделаю я, когда восстанет Бог, и когда взыщет с меня, что отвечу Ему? Ведь в чреве (в котором) создал меня, создал и его и в одной утробе образовал нас" (Иов XXXI, 13-15). Это гуманное мировоззрение нашло свое отражение не только в этическом учении, но и в еврейском законодательстве.

   Раб-еврей.

   Тора* ограничила срок рабства еврея шестью годами, и так сказано: "Если купишь ты себе раба-еврея, шесть лет будет он работать, а на седьмой выйдет на свободу даром" (Исх. XXI, 2). И еще сказано: "...до юбилейного года* будет он работать у тебя. И уйдет от тебя он и сыновья его с ним, и вернется к семье своей и к наделу отцов его вернется. Ибо рабы Мои они, которых Я вывел из страны Египетской, да не будут проданы, как продают рабов" (Лев. XXV, 40-42). Еврей может быть продан: 1) по постановлению суда за кражу, которую он не может возместить (Исх. XXII, 2) и 2) если он сам продал себя из-за бедности.

   Покупающему раба-еврея запрещено давать ему презрительную кличку. Воспрещено возлагать на раба-еврея работы, в которых нет нужды, лишь бы загрузить раба. И воспрещено возлагать на раба-еврея унизительные работы, заставлять его таскать поклажу хозяина, стирать его вещи, обувать его и т. п. И требовали хазал*, "чтобы хорошо ему было с тобой - с тобой в пище и с тобой в питье; чтобы не было так: ты ешь белый хлеб, а он - черный, ты пьешь выдержанное вино, а он - кислое, ты спишь на перьях, а он - на соломе. Поэтому сказано: тот, кто покупает раба-еврея, покупает себе господина" (Кид. XXII).

   Если прошло шесть лет, а раб-еврей не хочет выйти на волю, говоря: "...люблю я господина моего, жену мою и детей моих, не выйду на свободу". То приведет господин его пред судей, и подведут его к двери или к косяку, и проколет ему господин ухо его шилом, и будет он служить ему навек" (Исх. XXI,5-.). Р. Йоханан бен Закай поясняет: "Чем отличается ухо от других органов тела? Сказал Господь, благословен Он: "Ухо, которое слышало на горе Синай: "ибо Мне рабы сыны Израилевы", а не рабы рабам, а этот пошел и приобрел себе господина, - да будет оно проколото" (Кид. XXII).

   Раб-ханаанеянин.

   О нем сказано: "А раб твой, и раба твоя, чтобы были они твоими - у народов, которые вокруг вас, у них покупайте раба и рабыню. Также у пришельцев, которые живут с вами; у них купите и из семейств их, которые с вами..." (Лев. XXV, 44-4.). Такие назывались "вечными рабами", продавались и покупались за деньги, служили собственностью и предметом мены. Раб-ханаанеянин освобождается от рабства тремя путями. За деньги: если кто-то выкупает его деньгами или товаром. По воле господина: если господин его написал и дал рабу вольную грамоту, тогда раб свободен. И если поврежден орган тела его, как сказано: "И если ударит кто раба своего в глаз или рабыню свою в глаз и повредит его... И если он зуб раба своего или зуб рабы своей выбьет, должен он отпустить его на волю за зуб его" (Исх. XXI, 2.-27). В этом случае хозяина принуждают дать рабу вольную грамоту (Кид. XXIV). Однако хозяину дозволялось бить своего раба, не причиняя повреждений.

   Раб-ханаанеянин - собственность его владельца, и можно продать его другому еврею, но не иноверцу, так как иноверец приучит раба к язычеству. Если же еврей продал раба иноверцу, суд штрафует такого продавца: он должен выкупить раба, даже по удесятеренной цене, и дать ему вольную. Если раб продан за пределы Израильской земли, даже еврею, раб должен получить свободу. Его нового хозяина принуждают дать рабу вольную, а уплаченные им деньги пропадают. И так сказано в Торе: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего. У тебя пусть живет, в среде твоей, на месте, которое он изберет в одном из врат твоих, где ему угодно, не Обижай его" (Втор. XXXIII, 1.-17).

   Освобожденный раб обладает всеми правами гражданина.

   Рабу-ханаанеянину можно поручать тяжелые работы, но милосердие и мудрость требуют от хозяина не перегружать и не притеснять его, кормить и поить вволю, не обижать его ни словом, ни действием, не кричать на него, а говорить с ним мягко и склоняя ухо к его жалобам (Шулхан Арух, "Йорэ дейа", гл. 2.7, 17).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

рабство

 Рабство

 ♦ Servitude

   Фактическое подчинение чужой власти, безграничное и недобровольное. С одной стороны, рабство противостоит свободе, независимости, самостоятельности, с другой – гражданственности (гражданство подразумевает юридическое подчинение законной власти, частью которой является сам гражданин) и даже простому подчинению авторитету, который мы выбираем добровольно и уважаем в рамках своего достоинства и своей ответственности.

   Боэций (***), рассуждая о политике, говорил о добровольном рабстве. При этом он имел в виду не то, что кто-либо добровольно соглашается стать рабом, а то, что ни один тиран не может властвовать без поддержки или хотя бы согласия большинства. Добровольность в данном случае связана не столько со свободой выбора, сколько с системой верований и заблуждений. Вот что об этом говорит Спиноза: «Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключаются в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрывать громким имененм религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие… В свободной республике, напротив, ничего такого не может быть мыслимо и попытки такого рода могут меньше всего иметь успех, потому что предрассудками или иным образом подавлять свободное суждение всякого человека совершенно противоречит общей свободе» («Богословско-политический трактат», Предисловие).

   В рамках философии морали рабством называют подчинение индивидуума своим страстям. Быть порабощенным страстями значит подчиняться призывам тела или аффектов вместо того, чтобы управлять ими или пытаться от них освободиться (вначале поняв). Не случайно Спиноза дал четвертой части своей «Этики» заглавие «О человеческом рабстве или о силах аффектов». «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов, – пишет он, – я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему». Как известно, пятая часть трактата озаглавлена «О могуществе разума или о человеческой свободе». Итак, идет ли речь о политике или морали, избавиться от рабства можно только с помощью разума, который не подчиняется никому.

   ***

   Аниций Манлий Северин Боэций (ок. 480–524) – христианский философ и римский государственный деятель. Автор «Утешения философией», пользовавшегося известностью в Средние века и оказавшего влияние на европейскую литературу.

Библия: Тематический словарь

рабство

А.Рабство в Ветхом Завете

1. Рабство обыденно

Авраам имел рабов:

Быт 20:14; Быт 21:10

Израильтяне были рабами в Египте:

Исх 1:11; Втор 6:20,21

Давид имел рабов:

2Цар 6:20,22

Соломон имел оброчных работников:

3Цар 9:20-22

проповедник (учитель) имел рабов:

Еккл 2:7

сыновья становились рабами за долги:

4Цар 4:1

Израильтяне были рабами в Вавилоне:

Плач 1:1

Израильтяне были рабами в Персии:

Неем 9:36

были рабы среди возвращающихся Иудеев:

Неем 5:5

2. Бог и рабство среди людей

а. Освободил Израильтян от рабства:

Исх 13:3; Исх 20:2

б. Установления относительно рабства => в Израиле

обращение с рабами:

Исх 21:5-11,20,21; Втор 15:12–18; Втор 23:15,16

освобождение в Юбилейный год:

Лев 25:39-55

в. Предоставил права рабам

входили в Завет Божий:

Быт 17:12,13

отдыхали в субботу:

Исх 20:10; Втор 5:12-15

участвовали в религиозных трапезах:

Исх 12:44; Втор 16:11,14

правосудие было едино:

Иов 31:13

могли быть наследниками:

Быт 15:2,3

Б. Рабство в Новом Завете

1. Обыденное явление в Римском обществе:

Деян 16:16,19; 1Кор 7:21; 1Тим 1:10

2. Послания рабам-христианам

раб и хозяин едины во Христе:

1Кор 12:13; Гал 3:28; Кол 3:11; Флм 15,16

рабы должны почитать господ своих:

1Тим 6:1,2

рабы должны повиноваться своим господам:

Тит 2:9,10; 1Пет 2:18; Еф 6:5–8; Кол 3:22-25

если предоставится возможность, стараться получить свободу:

1Кор 7:21

3. Послания господам-христианам

господа должны быть добры к рабам:

Еф 6:9; Флм 17

господа должны быть справедливы к рабам:

Кол 4:1

В. Рабство как символ

по природе мы рабы греха:

Ин 8:34; Рим 6:16,17; Рим 7:14; 2Пет 2:19

ветхозаветная эра — рабство закона:

Гал 4:3–5; Гал 5:1

мы должны стать рабами праведности:

Рим 6:18

мы должны стать рабами Бога и Христа:

Рим 6:22; 1Кор 7:22; Еф 6:6

Вестминстерский словарь теологических терминов

рабство

 ♦ (ENG slavery)

   состояние принудительного подчинения. При том, что в библейские времена рабство было широко распространено, появление библейских принципов, а впоследствии - христианской этики, определявших пороки рабства как социальный феномен, привело к запрещению его во многих странах.

Тезаурус русской деловой лексики

рабство

Syn: неволя (приподн.), рабская зависимость

Ant: свобода

Энциклопедический словарь

рабство

исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина - рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 - нач. 19 вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 в.

Словарь Ожегова

рабство

РАБСТВО, а, ср.

1. Состояние, положение раба. Обратить в р. когон. (сделать рабом, рабами).

2. перен. Состояние полной зависимости, подчинённости. В рабстве у своего чувства. Духовное р.

3. Рабовладельческий строй. Во времена рабства.

Словарь Ефремовой

рабство
  1. ср.
    1. Общественный строй, основанный на владении рабами (1).
    2. Состояние, положение раба (1,2).
    3. перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
    4. перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.

Большой юридический словарь

рабство

согласно Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г., "положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности". Р. является одной из древнейших форм эксплуатации человека, широко распространенной вплоть до конца XIX в. (отменено в США в 1863 г., в Испании - в 1886 г., в Эфиопии - в 1930 г., в Саудовской Аравии - в 1950 г.). Признано явлением, ликвидация которого требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. В 1956 г. Женевская конференция представителей 43 государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р. В настоящее время запрещено законодательством всех стран мира, однако на планете до сих пор 'содержатся в незаконном Р. или близком к нему состоянии несколько миллионов человек.

Большая Советская Энциклопедия

рабство

исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. легло в основу рабовладельческого строя . Источники Р. ≈ иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля и пр. Начальной формой Р. было т. н. патриархальное P., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для Афин 5≈4 вв. до н. э., для поздней Римской республики патриархальное Р. ≈ уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное P., связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в «говорящее орудие». Расцвет «классического» Р. был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности Р. и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости. Исторические факторы (сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д.) действовали наряду с экономическими и побуждали рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами (см. Колонат ). Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи «варварских» государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе; в 10≈11 вв. Р. сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 ≈ 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев, которые вели торговлю рабами) Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9≈12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии Р. существовало до 4≈6 вв.; пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока ≈ Китае, Индии и др. ≈Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником Р. в средние века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р. мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с «неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах ≈ в рудниках (см. Зинджи ), в войсках мусульманских государей (см. Гулямы , Мамлюки ), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения (с 16 в.) Р. в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом т. н. первоначального накопления капитала , колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение Р. приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17≈19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 ≈ первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.

По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против Р. ( аболиционизм в США и т.п.) началась отмена Р. Великая французская революция провозгласила отмену Р. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила Р. в 1807, но фактически вплоть до 1833 Р. в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. Р. было отменено большинством государств Американского континента. В США Р. было отменено в результате Гражданской войны 1861≈65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от Р. ( пеонаж в странах Латинской Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т.п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р. в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в.

Международно-правовое регулирование борьбы против Р. началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших Р., носило формальный характер. По существу первая международная конвенция против Р. была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с P., принявшая дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р. (принудительный труд и т.п.).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Утченко С. Л., Штаерман Е. М., О некоторых вопросах истории рабства, «Вестник древней истории», 1960, ╧ 4; Баллон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1≈2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство у индейцев Северной Америки, М. ≈ Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), [б. м.], 1951; Пашерстник А. Е., Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Ingram J. К., A history of slavery and selfdom, L., 1895; Greenidge G. W., Slavery, L., 1958: Nevinson Н. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l'ésclavage dans les colonies françaises, P., 1948; Tennenbaum F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Durnond D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961.

В. И. Козлов.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово рабство может быть

Предложения со словом рабство

  • Переориентация религиозного сознания иудеев на мировое господство, как отмечают историки религии, произошла еще две с половиной тысячи лет назад, в те времена, когда они были уведены в вавилонское рабство и там соприкоснулись с древними учениями гностиков и манихе-ев (с их положениями об «избранности» и «предопределенности»).
  • Но в нынешней Африке, которая интегрирована в мировое капиталистическое хозяйство, можно встретить почти полностью легализованное рабство, причем наметилась тенденция к увеличению его масштабов и полному выходу из «подполья» (о чем мы еще скажем).
  • Рассмотрим подробнее, каким образом современное духовное рабство в виде поклонения языческим богам создает благоприятные условия для социального рабства.
  • Несколько позже появляются признаки Сжатия, сведения о продаже земли, о ростовщичестве и о распространившемся долговом рабстве, причем рабство не ограничивалось, как прежде, определенным сроком.

Цитаты со словом рабство

  • Лучше свобода в преисподней, чем рабство на небесах.
    Анатоль Франс, "Восстание ангелов"
  • Не так уж много людей хотят быть свободными. Рабство затягивает, как пьянство.
    Макс Фрай, "Гнезда Химер"
  • Говорят, что европейская цивилизация упразднила рабство. Это заблуждение. Оно всё ещё существует, но теперь его тяжесть падает только на женщину, имя его — проституция. Его тяжесть падает на женщину, то есть на грацию, на слабость, на красоту, на материнство. Это позор для мужчины, и при этом величайший позор.
    Виктор Гюго, "Отверженные"
  • Лучшие из женщин — лицемерки (я это слышал от своей бабушки). Мы и не знаем, как много они от нас скрывают; как они бдительны, когда кажутся нам простодушными и доверчивыми; как часто их ангельские улыбки, которые не стоят им никакого труда, оказываются просто напросто ловушкой, чтобы подольститься к человеку, обойти его или обезоружить, — я говорю вовсе не о записных кокетках, но о наших примерных матронах, этих образцах женской добродетели. Кому не приходилось видеть, как жена скрывает от всех скудоумие дурака мужа или успокаивает ярость своего не в меру расходившегося повелителя? Мы принимаем это любезное нам рабство как нечто должное и восхваляем за него женщину; мы называем это прелестное лицемерие правдой. Добрая жена и хозяйка — по необходимости лгунья.
    Уильям Теккерей, "Ярмарка тщеславия"
  • Если ты идёшь на поводу своих желаний — это ещё не свобода. Но идти вопреки своим желаниям — это настоящее рабство.
    Анхель де Куатье, "Поединок со смертью"