разоружение, разоружения, мн. нет, ср. Действие по гл. разоружить-разоружать. Разоружение пленных.
| Действие по гл. разоружиться-разоружаться. Конференция по разоружению. Советское правительство предложило всеобщее разоружение.
система международных мероприятий, цель которых - полное уничтожение или существенное сокращение средств ведения войны и создание предпосылок для устранения угрозы ее возникновения.
способ демилитаризации отдельных государств и гео политического пространства в целом. Содержание разоружения заключается в ограничении и постепенной ликвидации средств массового уничтожения людей и материальных объектов. Разоружение - давнишняя мечта человечества, одна из самых стойких и показательных утопий. Уже давно назрела необходимость прекратить наращивание военных потенциалов, однако достичь серьезного продвижения по этому пути пока не удается. Духовная потребность в разоружении существует практически со времен распространения христианства, в котором делается попытка этического, духовного и культурного преодоления войны как средства разрешения политических противоречий. На глобальном уровне политически проблема ставится на рубеже нашего столетия на Гаагских мирных конференциях (1899, 1907). В то же время в XX в. разразились две мировые войны, а военный потенциал за сто лет вырос в десятки и сотни раз.
Современное оружие обладает ужасающими поражающими характеристиками, а его запасы таковы, что могут уничтожить все живое на Земле множество раз. Проблема разоружения становится все более актуальной из-за целого комплекса явлений, связанных с научно-техническим прогрессом и крушением социалистического политического режима. НТП уже сейчас ориентирует милитаризацию в преступную бесконечность. Научные открытия и технологии начали нарастать с такой скоростью, что делают проблему контроля над вооружением проблематичной. Открытие двойных технологий (которые могут использоваться и в мирных, и в военных целях) ставят мир под угрозу тотального уничтожения.
Общество вступило в парадоксальную фазу своего развития: человечество получил материальную и духовную возможности для своего всестороннего развития, а использует ее для усиления неравенства и существования постоянной угрозы уничтожения цивилизации как таковой. Сообщество стран Земли имеет возможность для всеобщего распространения культуры, однако из-за архаичности политических отношений, из-за обилия оружия использует эту силу с угрозой для своего существования. Процессы, характерные для информационного общества, усиливают как культурные, так и милитаристские возможности. Негативные тенденции усиливаются обстоятельствами, связанными с развалом социалистической системы.
Мировое геопространство после второй мировой войны сложилось как противоречие между военными потенциалами стран капитализма и социализма. Определяющими были военные силы СССР и США. Страны социализма (Варшавский Договор) и СССР перестали существовать как военно-политический организм. Они уже не могут конкурировать в качестве партнеров, уравновешивающих милитаризм НАТО и США. В то же время в постсоциалистических странах достаточно оружия, чтобы началась третья мировая война. Это может произойти, если они, в первую очередь, Россия, окажутся в безвыходном экономическом и политическом положении.
Теоретические предпосылки, обосновывающие необходимость разоружения убедительны, все согласны, что в мире назрела ситуация тотального, полного разоружения. Страны от конфронтации должны перейти к сотрудничеству на новой основе. Что она собой представляет - сказать пока трудно. Но слишком много факторов глобального уровня делают невозможной старую, конфронтационную политику. В то же время, как показывает политическая практика, этот процесс идет крайне медленно.
В сфере практического разоружения достигнуты определенные результаты. Так, крайне важны советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Вашингтон,1987); Договор об обычных вооружениях в Европе (Париж,1990), согласно которому предусматривается значительное сокращение вооружений на территории от Атлантики до Урала; Договор между Россией и США по СНВ-2 (Москва,1993), который расширит сектор сокращений и ограничений стратегических и наступательных вооружений, и т. д. Однако в мире обостряется ряд проблем, связанных с вооружениями, медленно осуществляется конверсия и т. д. Значит, разоружение в мире ждет новых подходов и принципиальных решений.
Коротец И.Д.
система международных мероприятий, цель которых - полное уничтожение или существенное сокращение средств ведения войны и создание предпосылок для устранения угрозы ее возникновения.
РАЗОРУЖЕНИЕ, я, ср.
1. см. разоружить, ся.
2. Система мероприятий, направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы её возникновения. Всеобщее и полное р. (направленное на ликвидацию или значительное ограничение вооружений разных государств).
| прил. разоруженческий, ая, ое.
ср.
Процесс действия по знач. глаг.: разоружить, разоружать, разоружиться,
разоружаться.
— 16 августа 1898 г. в "Правительственном Вестнике" опубликовано "сообщение" русского министра иностранных дел, врученное им 12 августа всем пребывающим в С.-Петербург представителям иностранных государств. По словам сообщения, охранение всеобшего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений являются при настоящем положении вещей целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств. Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям его императорского величества. В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существеннейшим потребностям и законным вожделениям всех держав, императ. правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания путем международного обсуждения наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир и прежде всего положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений. В течение последних двадцати лет миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира великие державы сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира они увеличили в небывалых доселе размерах свои военные силы и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Однако усилия эти не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения. Все возрастающее бремя финансовых тягостей расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену ввиду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути. Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным поэтому представляется, что если бы такое положение продолжалось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и перед ужасами которого заранее содрогается мысль человека. Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миpy несчастия — таков ныне высший долг для всех государств. Преисполненный этим чувством, государь император повелел министру иностр. дел обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при Высоч. Дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи. В приведенном документе проводятся две идеи: общая — "обеспечить всем народам истинный и прочный мир" и частная — "положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений". Первая только намечается, как конечная, отдаленная цель; вторая ставится определенно и связывается с первой, как одно из средств "предупредить угрожающие всему миpy несчастия". Обоснованию второй идеи служит и вся мотивировка, при чем весьма характерно оттеняется внутреннее противорчие и внутренняя несостоятельность системы вооруженного мира. Мысль о вечном мире давно уже занимает лучшие умы человечества. Еще Платон останавливался на ней; затем можно назвать Сюлли, аббата С.-Пьера, Лейбница, Руссо, Бентама, Канта, из современников — Партнера, гр. Камаровского (см. Мир вечный). Но от возможности практического осуществления она еще очень далека. Единственное предлагаемое для того средство — международный суд — вряд ли может вовсе устранить войну. Вечный мир возможен только внутри правовой организации, т. е. такого общения людей, где регулятором отношений служит право с его необходимыми атрибутами — единством источника и авторитета. Союз международный не есть союз правовой; он не объединяет составляющие его государства в одно органически связанное целое, и во главе его нет общего авторитета власти. Напротив, во главе каждого отдельного государства стоит авторитет верховной власти, всегда могущий внести разъединение в междугосуд. союз. Такой союз имеет поэтому исключительно нравственное обоснование, единственным регулятором междугосударственных отношений является свободное и добровольное соглашение-договор. Но одного нравственного обоснования, по свойству человеческой природы, недостаточно: в сознании человеческом нравственные принципы, даже самое понятие справедливости, не имеют абсолютного характера. Как соглашение свободное и добровольное договор может и не состояться; если же он не состоялся, а возникшее столкновение интересов требует разрешения, остается одно неизбежное средство — война. Г. Блиох. в своем сочинении "Будущая война" (СПб., 18[Цифра отсутствует в издании 1890 г. — Ред.]8 г., т. VI), изображает заседание фантастической конференции представителей европ. государств, созванной для мирного разрешения главных вопросов, угрожающих войной (эльзас-лотарингского, восточного и др.) и рядом доводов доказывает необходимость и возможность такого разрешения. Нельзя забывать, однако, что все эти вопросы имеют за собой многолетнюю давность и в значительной мере утратили свою жгучесть — а война всего опасна в самый момент столкновения интересов. Рассчитывать в этот момент на объективность спорящих, а также тех государств, с которыми та или другая из спорящих сторон наиболее близка, решительно невозможно. В ином виде представляется идея об ограничении вооружений. Соперничество великих европейских держав в увеличении своих военных сил и в техническом усовершенствовании средств войны имеет ныне только один предел — предел фактической возможности, поскольку он обусловливается численностью населения и экономическим богатством страны. Если этот предел еще не везде достигнут, то, во всяком случае, его достижение весьма близко: все государства испытывают самое крайнее напряжение и личных, и материальных сил и средств. Между тем, каждому государству важна не абсолютная численность его войск и не абсолютное совершенство боевых кораблей, ружей и пушек, а относительные; ему важно в случае войны оказаться не слабее противника. Если бы все европейские державы сразу сократили численность войск, положим, наполовину и приняли взамен нынешних дальнобойных ружей ружья какого-либо старого типа, взаимное соотношение их сил не изменилось бы нисколько, а выгоды получились бы громадные: возрастание бремени налогов и отвлечение от производительного труда цвета населения сократились бы наполовину; бесплодные траты на средства истребления, "которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену", отошли бы в область прошлого. Радикальной мерой для ограничения все увеличивающегося развития вооружений был бы отказ континентальных государств от системы натурального отправления воинской повинности в мирное время с заменой ее образованием в военное время милиционных apмий и с применением системы найма к постоянным кадрам. Большое значение имело бы также установление предельных для каждого государства военных бюджетов. Практика международных отношений знает уже ряд ограничений фактической возможности причинения вреда противнику на войне: отказ от употребления разрывных пуль, признание неприкосновенной частную собственность в сухопутной войне и т. п. (см.). Крупным шагом по тому же пути будет и установление предела в развитии вооружений. См. Война, Милитаризм, Международное право, Право войны.
К.-К.