(от франц. raccourci, букв. сокращение)
описание, анализ объекта политического исследования с различных точек зрения, в развитии, в перспективе с обобщениями.
В новом (или другом и т. п.) ракурсе, с нового (или другого и т. п.) ракурса (видеть, смотреть и т. п.) - с новой (или другой) стороны, точки зрения
• РАКУРС
РАКУРС съёмки, приём операт. иск-ва: наклон оптич. оси при съёмке, когда объект, снятый снизу или сверху, фиксируется на плоскости плёнки в сокращённой по вертикали перспективе (франц. raccourci). Широко используется для изобразит, монтажной композиции, позволяя как бы совмещать точку съёмки оператора с точкой зрения персонажа, выражать авторскую идею, подчёркивать динамику действия в монтажных кусках, показывать на экране выразит, мимику актёров на крупных планах, раскрывать движение людских масс в пространстве. В совр. ф. ракурсные съёмки выполняются движущейся камерой и оптикой с перем. фокусным расстоянием, с операт. кранов, вертолётов и пр., что значительно усиливает динамич. эффект. Ракурсные съёмки используются в док. кино (особенно в "событийном", спорт, и воен. репортаже).
◘ Кулешов Л. В., Основы кинорежиссуры, (М.), 1941; Эйзенштейн С. М., Избр. произв., т. 2 - 4, М., 1964 - 66; Балаш Бела, Дух фильмы, (пер. с нем.), М., 1935.
РАКУРС (франц. raccourcir – укорачивать, сокращать) – перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсом называют обычно резко выраженные сокращения, возникающие при наблюдении предмета сверху или снизу, особенно вблизи.
точка зрения, угол зрения.
(от франц. raccourci, букв. - сокращение), в живописи, графике и рельефе - изображение фигуры или предмета в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей.
РАКУРС, а и РАКУРС, а, м.
1. Положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей (спец.).
2. В фото- и киносъёмке: необычная перспектива, получаемая путём резкого наклона оси объектива.
3. (ракурс), перен. Точка зрения, угол зрения (книжн.). Увидеть чтон. в новом ракурсе.
| прил. ракурсный, ая, ое и ракурсный, ая, ое (к 1 и 2 знач.).
(франц. raccourci) — в рисовании и живописи изображение человеческих фигур, их членов и вообще всяких предметов в сокращении, обусловливаемом законами перспективы. Хотя предметы, находясь в пространстве, всегда представляются нашему глазу не во всем своем объеме, так что более или менее удаленные от нас их части заслоняются передними частями, кажутся уменьшенными или суженными и в подобном виде воспроизводятся художниками, знакомыми с перспективой и соблюдающими верность природе, однако под словом Р. разумеется преимущественно сильное перспективное сокращение — такое, какое является тогда, когда лучи зрения, идущие от близких и дальних частей предмета, сходятся в нашем глазу под очень острым углом. Художнику приходится иметь дело с Р. особенно в тех случаях, когда он изображает предметы, расположенные перпендикулярно или почти перпендикулярно к картинной плоскости, напр. когда он рисует или пишет протянутую прямо к нему человеческую руку или голову, откинутую назад, фигуру, лежащую ногами вперед, летящую снизу вверх и т. п. Древние греки считали Р. самою трудной частью рисовального искусства. По установлении законов перспективы многие живописцы, начиная с эпохи Возрождения, любили щеголять Р., употребляя их преимущественно при росписи плафонов. Самыми замечательными мастерами по части Р. считаются Мантенья (картина "Усопший Спаситель" в миланск. музее — Брера), Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Корреджо (живопись купола и потолочных сводов в Пармском соборе) и Тьеполо (плафон "Обретение св. Креста" в Венец. акд. худ.). Выказывая свое уменье преодолевать трудности Р., живописец должен, однако, знать известную меру — не изображать таких сокращений, которые почти никогда не наблюдаются в действительности, некрасивы, малопонятны и отзываются фокусничеством. Принимать Р. в расчет обязаны также и скульпторы, исполняют ли они барельеф или лепят круглую фигуру; в случае, если последняя предназначается для постановки на каком-либо определенном месте, на некоторой высоте, и на нее будут смотреть с одного главного пункта, необходимо, чтобы она не представлялась зрителю с такими Р., которые вредили бы ее общему впечатлению.
А. С—в.