рапсодия, рапсодии, жен.
1. У древних греков - отрывок из эпического произведения, исполняемый рапсодом (ист.).
2. Большое музыкальное сочинение для инструмента или оркестра, состоящее из нескольких разнородных частей, преим. на темы народных песен, сказаний (введено композитором Листом; муз.). Венгерские рапсодии Листа. "Славянская рапсодия" Дворжака. «Уверяю вас! даже листовскую рапсодию исполнял!» Чехов.
(гр. rhapsodia — песнь рапсода, пение или декламация нараспев) — вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из разнохарактерных, контрастных эпизодов. Для рапсодии характерно использование подлинно народных тем. Широко известны «Венгерские рапсодии» Ф. Листа, «Рапсодия в блюзовых тонах» Д. Гершвина, «Украинская рапсодия» С. Ляпунова, «Славянские рапсодии» А. Дворжака, «Испанская рапсодия» М. Равеля и др.
, -и, ж.
Большое музыкальное произведение из нескольких частей на темы народных песен.
* "Венгерские рапсодии" Ф. Листа. *
(греч. rhapsodia), музыкальное произведение (инструментальное), как бы воссоздающее исполнение рапсода. Рапсодию отличают свобода формы (разноплановые эпизоды), использование народно-песенных тем, эпический характер (фортепианные рапсодии Ф. Листа).
РАПСОДИЯ, и, ж. Музыкальное произведение на темы народных песен, эпических сказаний. Венгерская р. Листа.
— род музыкальной фантазии, не связанной определенной формой. Р. пишется преимущественно в национальном духе, как бы в подражание народным греческим Р. Наибольшую известность получили венгерские Р. для фортепиано Листа. В последнее время писались Р. для оркестра норвежскими композиторами, а также французом Лало.
Н. С.
греч. бессвязный стихотворный отрывок.
(от греч. rhapsodía ≈ пение или декламация нараспев эпических поэм; эпическая поэма, песнь рапсода ), вокальное или инструментальное произведение, которое как бы воссоздаёт исполнение древнегреческого певца-рапсода, а также певца-сказителя национального эпоса др. стран. Для Р. характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпический дух. Особую популярность приобрели фортепианные Р., созданные Ф. Листом [15 «Венгерских рапсодий» (1846≈85), «Испанская рапсодия», 1863]. В этих Р. использованы подлинные народные темы (венгерских цыган и испанские). Несколько фортепианных Р. написал И. Брамс (опусы 79 и 119). Создавались также Р. для оркестра («Славянские рапсодии» Дворжака, «Испанская рапсодия» Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра≈ «Норвежская рапсодия» Дало, для фортепиано с оркестром ≈ «Украинская рапсодия» Ляпунова, «Рапсодия в блюзовых тонах» Гершвина, «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова) и для др. составов. Р. писали и советские композиторы («Албанская рапсодия» Караева для оркестра).
Лит.: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Salmen W., Geschichte der Rhapsodic, Z. ≈ Freiburg in Breisgau, 1966.