(млекопитающая, мать-овца; Быт 29:6,28 и др.) — младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычною простотою патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, — любви, которую не ослабили многие годы; о хитрости, с которою Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшею, и о верности Иакова к предмету первой своей любви, и о его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женою, она была наказана бесплодием, быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Впрочем, по прошествии некоторого времени «Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына» — Иосифа. При отбытии Иакова из Месопотамии Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения вследствие какого-либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (31:34-35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине «обыкновенного женского». После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, «и погребена на дороге в Ефрафу, т. е. Вифлеем. Иаков поставил над, гробом ее памятник» (Быт 35:18-19). Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из 1 Цар 10:2. И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и мусульмане. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница совершенно сходствует с описанием библейского повествования. Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руф 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, — дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).
Рах’иль (овца) (Быт.29:6,9-12,16-18,20,25,28-31; Быт.30:1,2,6-8,14,15,22,25; Быт.31:4,14,19,32-34; Быт.35:16,19,20,24,25; Быт.46:22,25; Быт.48:7 ; Руф.4:11 ; 1Цар.10:2 ; Иер.31:15 ; Мат.2:18) — младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его двоюродная сестра (как и Лия, см.). Рахиль родила Иакову двух последних из двенадцати его сыновей — Иосифа и Вениамина. Умерла Рахиль и погребена недалеко от Вифлеема (Быт.35:19) (по 1Цар.10:2 это место находится севернее Иерусалима).
♦ младшая дочь Лавана:
Быт 29:16
♦ вторая жена Иакова:
Быт 29:28
♦ любима Иаковом более, нежели Лия:
Быт 29:30
♦ родила двух сыновей:
Быт 30:22–24; Быт 35:16–18,24
♦ украла идолов Лавана:
Быт 31:19,32-35
♦ ее смерть:
Быт 35:19,20
♦ пророчества о ней:
Иер 31:15
♦ пророчества исполнились при рождении Иисуса:
Мф 2:16-18
— одна из двух жен Иакова, младшая дочь Лавана, мать Иосифа и Вениамина. Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в книге Бытия, XXIX глава.