реализм *****
противоположное номинализму, считавшее, что общие понятия предшествуют вещам и ведут реальное существование назависимо от вещей (филос.).
3. В искусстве и литературе: направление, ставящее себе целью точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах (лит.). «Реализмом именуется неприкрашенное изображение людей и условий их жизни.» М.Горький. Реализм Гоголя. Реализм Толстого. Социалистический реализм является основным методом советской литературы, направленным на показ действительности в ее революционном развитии и имеющим целью воспитание трудящихся в духе социализма.
4. Ясный подлинно-научный учет всех условий окружающей действительности при осуществлении, проведении чего-нибудь. Политика нашей партии отличается трезвым революционным реализмом.
• Наивный реализм (филос.) - философское учение, принимающее без всякой критики данные чувственных восприятий за реальную действительность.
см. Схоластика.
(от лат. realis — вещественный, действительный) — философское течение, утверждающее бытие как действительность, реальность, лежащее вне сознания. Эта действительность бытия может пониматься как материальная (в том числе, в современном естествознании) или как идеальная (Аристотель и теология).
(от поздне лат. realis – вещественный)
направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.
1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта;
2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства.
(от лат. realis — вещественный) — 1) художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. XIX в. (собственно реализм, или критический реализм). Ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества; 2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства и литературы, отражающее меру художественного познания действительности, которое осуществляется самыми разными художественными средствами.
Рб: художественные методы и направления
Род: литературное направление + художественное направление
Вид: критический реализм, натурализм, просветительский реализм, ренессансный реализм, социалистический реализм
Эст: художественная правда
* "В центре внимания реализма находятся действующие в жизни закономерности, что позволяет ему с наибольшей полнотой отбирать объективно присущие ей черты. Это отграничивает реализм, с одной стороны, от романтизма, который обращается к образам, пересоздающим действительность, в стремлении уловить еще не устоявшиеся ее закономерности, а с другой стороны — от натурализма, эмпирически воспроизводящего частные стороны жизни" (Л.И. Тимофеев).
"Искусство реализма мучительно ищет пути развития человека и человечества, отстаивает гуманистические идеалы, утверждает человека как высшую ценность" (Ю.Б. Борев).
"Если писатель, создавая действия, отношения, переживания своих вымышленных героев, исходит при этом из внутренних закономерностей их социальных характеров, его произведения приобретают тем самым такое свойство, которое обычно называют реализм" (П.А. Николаев). *
Реализм
♦ Réalisme
В распространенном смысле слова видение вещей такими, какие они есть, и способность к ним приспосабливаться. Противоположным реализму в этом смысле является отнюдь не идеализм, а глупость, утопизм или витание в облаках. В эстетическом смысле реализм это любое художественное течение, в значительно большей степени подчиняющее искусство наблюдению за действительностью и подражанию действительности, чем воображению или морали. Исторически можно связать с реализмом определенную эпоху, в частности вторую половину XIX века, когда реализм выступил противником романтизма, как на пороге ХХ века противником реализма выступил уже символизм. Но это слово может употребляться и в более широком смысле: искусство Мольера и Филиппа де Шампеня более реалистично, чем искусство Корнеля или Пуссена, искусство Рембрандта, Караваджо и Сурбарана – чем искусство Боттичелли или Буше. Из приведенных примеров понятно, что в широком толковании слово «реализм» не несет в себе ничего уничижительного. Однако в некоторых случаях оно все же может носить ограничительный характер. Тот факт, что Курбе или Флобер были реалистами в искусстве, нисколько не умаляет их гения. Но то, что термин «реализм» плохо приложим к таким художникам, как Шарден, Стендаль, Рембрандт или Пруст (их творчество отталкивается от реализма, но намного превосходит его), на мой взгляд, свидетельствует о широте их таланта. Возможно, дело в том, что всякий «изм» стремится замкнуть явление в какие-то рамки, а реальность богаче реализма. В этом узком смысле реализм, быть может, грешит излишней будничностью – не то чтобы он чересчур увлекался наблюдательностью, скорее ему не хватает поэзии.
Наконец, в собственно философском смысле реализм это учение, утверждающее, что реальность существует независимо от человеческого разума и доступна, во всяком случае частично, познанию. Например, нравственным реализмом называют теорию, утверждающую, что мораль объективна, а нравственные поступки реальны и не сводимы к какой бы то ни было религиозной иллюзии (см. Рювен Ожиен, «Нравственный реализм», 1999). Но чаще всего термином «реализм» принято обозначать более общее или более метафизическое понятие. В этом случае реализм утверждает не существование той или иной реальности (например, нравственной), но реальности вообще. Несмотря на единство значения термина в указанном техническом смысле, он может обозначать два различных направления мысли – в зависимости от природы рассматриваемой реальности. Есть реализм Идей, универсалий или сверхчувственного (Платон, св. Ансельм или Фреге) и есть реализм чувственного или материального мира (Эпикур, Декарт, Поппер). Первый противостоит номинализму или концептуализму; второй – особой форме идеализма или имматериализма. Необходимо отметить, что эти два течения нередко вступают в спор между собой (Эпикур против Платона), но это происходит далеко не всегда; так Рассел, а в течение некоторого времени и Поппер поддерживали и того и другого.
, -а, м.
1. Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.
* Критический реализм. *
2. Ясное понимание и точный учёт всех обстоятельств при осуществлении чего-н.
* Реализм в оценке событий. *
(от лат. realis - вещественный, действительный)
творческий принцип, позволяющий художнику, писателю поэту таким образом воссоздавать в своих произведениях различные виды объективных и субъективных реалий, внешних форм и внутренних, глубинных, сущностных свойств предметов, явлений и лиц, что рождается иллюзия жизнеподобия. При этом предметом художественного изображения могут выступать самые разные сферы и уровни реальности, от очевидной поверхности естественных форм, как в незамысловатых пейзажах живописцев-«реалистов», до ее мистических, сакральных областей, как в творчестве гениальных художнков-духовидцев.
Совершенное неоправданным является утвердившееся в ХIХ-ХХ вв. отождествление реализма с позитивистским натурализмом. Истинный смысл понятия реализм одновременно и глубок, и возвышен. Он связан с давней философско-теологической традицией христианской культуры различать два типа действительно существующих реалий - единичные вещи (позиция номинализма) и идеальные универсалии (позиция реализма). Эта антитеза носит не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер: в мире существуют как материальные предметности, так и идеальные сущности. Земное и небесное, профанное и сакральное соседствуют и взаимопроникают друг в друга. В этой трактовке понятие реализма бесконечно далеко от тех редуцированных вариантов, в виде которых оно употреблялось в марксистско-ленинской эстетике. Гораздо ближе к его истинному смыслу была позиция Вяч. Иванова, утверждавшего, что художник-реалист - тот, кто способен сочетать в своем творчестве «верность вещам» с верностью идеям, идеалам, священным символам. Тогда для него откроется возможность творческого продвижения «отреального к реальнейшему». Именно этой способностью обладал Ф. М. Достоевский. Он не возражал против названия своего реализма идеализмом, видя в этом глубокий смысл: «Совершенно другие я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм - реальнее ихнего. Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, - да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! Это-то и есть реализм, только глубже, а у них мелко плавает... Ихним реализмом - сотой доли реальных, действительно случившихся фактов не объяснишь. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты»(Достоевский Ф. М. Поли, собр. соч. Т. 28, кн. II. - Л., 1985. - С. 329). Для Достоевского «казенный взгляд» на обыденные явления, присутствующий в произведениях многих литераторов, - это еще не реализм. Там, где писатель не в состоянии проникнуть за поверхность явления, за внешнюю оболочку факта в его глубины, которые всегда непостижимо фантастичны, т. е. когда ему не под силу движение «от реального к реальнейшему», он не вправе называть себя реалистом.
► Магический реализм
♦ (ENG realism)
(от лат. res - вещь)
учение о том, что объекты познания действительно существуют вне зависимости от нашего знания о них, в противоположность идеализму и феноменализму. В средневековой философии - воззрение, согласно к-рому универсалии независимы от воспринимающего их ума. Противостоит номинализму
(от ср.-век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный - направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители - Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.
РЕАЛИЗМ, а, м.
1. Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. Критический р. Р. русской литературы 19 века.
2. Ясное и трезвое понимание действительности при осуществлении чегон. Политический р.
| прил. реалистический, ая, ое. Реалистическое искусство. Р. стиль. Р. взгляд на жизнь.