регентство, регентства, мн. нет, ср.
1. Временное правление регента (см. регент в 1 знач.), осуществляющего верховную власть в государстве вследствие болезни или несовершеннолетия монарха (полит.). Регентство Бирона принесло неисчислимые бедствия России.
2. Звание, должность регента (см. регент в 1 и 2 знач.). Получить регентство.
3. Эпоха управления Франции регентом Филиппом Орлеанским в период несовершеннолетия Людовика XV, в 1715-1723 гг. (ист.).
в монархических государствах временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха.
в монархических государствах временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха.
(от лат. regere — управлять, царствовать). — Как институт государственного права Р. есть отправление верховной государственной власти в то время, когда монарх по каким-либо причинам не может исполнять своих обязанностей. Такими причинами бывают: 1) малолетство (всего чаще); 2) безумие или другая продолжительная болезнь, лишающая монарха необходимых способностей; 3) продолжительный плен; 4) смерть монарха, не оставившего детей мужского пола, но оставившего беременную жену. По толкованию некоторых юристов (напр. Блунчли), Р. может быть учреждено также в случае совершения монархом какого-нибудь преступления или вообще крайне безнравственного поступка; но примеров подобного Р. в истории нет, и рассуждения об этом носят характер чисто академический. Законодательства различных стран о Р. чрезвычайно разнообразны. Р. может быть: 1) заблаговременно устанавливаемо правящим монархом на случай смерти; 2) назначаемо парламентом в случае надобности и 3) вступать в силу ipso jure на основании постоянно действующего закона. В Англии нет общих постановлений не только о Р., но даже о возрасте, с которого монарх признается совершеннолетним; по юридической фикции, монарх признается всегда совершеннолетним и правоспособным, и потому в каждом отдельном случае требуется особенное законодательное постановление. Когда в 1788 г. короля Георга III постиг припадок безумия, то принц Валлийский, как старший сын короля и наследник престола, предъявил свое право на регентство, но министерство настояло на том, чтобы Р. было назначено особым парламентским актом; прежде чем последний успел пройти, король выздоровел. При новой его болезни в 1811 г. подобный акт был принят в законодательном порядке. В царствование Вильгельма IV парламент принял акт о назначении Р. на случай, если наследнице престола, Виктории, придется вступить на престол до 18-летнего возраста. В других государствах назначение Р. предусмотрено в конституциях. В большинстве германских государств (Пруссия, Саксония) регентство принадлежит ближайшему к престолу совершеннолетнему агнату; если Р. назначается по случаю болезни монарха, то регентом бывает наследник престола. В Баварии царствующий монарх может сам назначить регента на случай своей смерти, но непременно из принцев царствующего дома. В Пруссии в 1858 г., по случаю болезни короля Фридриха-Вильгельма IV, регентом сделался его брат, принц Прусский, впоследствии король Вильгельм I. В Баварии в 1886 г., когда министерство признало короля Людвига II неизлечимо больным, регентом стал его дядя Луитпольд, так как брат и наследник короля, Оттон, был тоже душевно болен. После смерти Людвига Оттон признан королем, но Луитпольд остался регентом: он же является наследником престола. По прусской, а также и баварской конституции регент должен немедленно созвать палаты, которые в соединенном заседании постановляют о необходимости Р. Если нет совершеннолетнего агната и если на этот случай не состоялось специального постановления в законодательном порядке, то министерство созывает палаты, которые в соединенном заседании выбирают регента; до этого момента верховная власть принадлежит министерству. Конституции некоторых германских государств, в том числе Вюртемберга, допускают в качестве регентши мать или бабку монарха. В Брауншвейге конституция 1832 г. предоставила герцогу назначить регентом либо свою жену, либо кого-либо из агнатов, а за их отсутствием — члена одного из германских царствующих домов; если он не сделает такого распоряжения, то выбор предоставляется ландтагу. Постановление это было пополнено законом 1879 г., по которому в случае смерти герцога без прямых наследников министр-президент, президент ландтага и президент суда образуют "совет Р.", отправляющий верховную власть до решения вопроса о престолонаследии. В 1884 г. умер герцог Вильгельм; права ближайшего его наследника, герцога Кумберландского (сына последнего короля ганноверского, не признавшего германскую империю) оспаривались Пруссией, вследствие чего составился совет Р. Через год ландтаг выбрал регентом принца прусского Альбрехта, который и вступил в отправление своих обязанностей. Это — весьма редкий случай учреждения Р. не по случаю неспособности монарха к управлению, а "впредь до решения вопроса о престолонаследии". Женщины могли быть регентшами и по древнефранцузскому праву, хотя корона переходила исключительно в мужском поколении; именно во Франции особенно часты были случаи женщин-регентш (матери Людовика IX, Карла IX, Людовика XIII, Людовика XIV). В последний раз в 1848 г. была сделана неудавшаяся попытка провозгласить регентшей герцогиню Орлеанскую до совершеннолетия ее сына, графа Парижского. Впрочем, на языке французского права "регентами" называются также лица, управляющие государством во время отсутствия государя, по его назначению (на немецком языке они называются Regierungsstellvertreier); в этом смысле регентшей была императрица Евгения в 1859 и 1870 гг., во время бытности императора на театре военных действий. Где корона может достаться женщине, как напр. в Испании, там, естественно, женщина может быть и регентшей. По бельгийской конституции Р. в случае необходимости назначается палатами парламента в общем заседании, причем от Р. отделена опека над личностью монарха как самостоятельный институт; Р. и опека могут быть либо соединены в одном лице, либо разделены, по усмотрению палат. По нидерландской конституции Р. назначается, по возможности при жизни правящего короля, Генеральными штатами; если такое постановление не состоялось, то после смерти короля выбор палат совершенно свободен. Когда Р. назначается по случаю болезни короля, то регентом должен быть принц Оранский, если он достиг 18-летнего возраста; в противном случае выбор Генеральных штатов также свободен. Начало выбора установлено также в сербской и болгарской конституциях, по которым Р. состоит из трех лиц. Во многих конституциях (бельгийской, баварской и др.) предусмотрено, что во время Р. не допускаются никакие изменения конституции. Р. отделено от опеки, кроме Бельгии, еще в Греции, Испании и Португалии. В истории Франции именем регентства, как техническим, принято обозначать эпоху управления герцога Филиппа Орлеанского (во время малолетства Людовика XV-го), обыкновенно называемого просто "регентом" (1715—23). См., кроме общих курсов по государственному праву, Kirchenheim, "Die Regentschaft" (Лпц., 1 8 80); Hanke "Regentschaft und Stellvertretung" (Бреславль, 1888); Peters, "Die Regentschaft und die Regierungsstellvertretung" (Бpecлaвль, 1889); Kopкунов, "Вопрос о Р. в Германии" ("Юридич. летопись", 1892 г., № 4).
В. В—в.
В московской Руси неоднократно бывали случаи вступления на престол малолетнего государя, но Р. в тесном смысле являются только правления Елены (см.) и Софии (см.). После Петра Вел. малолетними вступили на престол Петр II и Иоанн Антонович. При первом Р. вверено было верховному тайному совету и царевнам Елисавете и Анне Петровнам, но фактически государством управляли сначала Меньшиков, потом Долгорукие; при втором регентом объявлен был Бирон, а по свержении его правительницей провозглашена была Анна Леопольдовна. Твердые правила о Р. впервые установлены императором Павлом I (ст. 19—30 Основных Законов). Согласно этим правилам, при вступлении на престол императора до совершеннолетия, которое полагается в 16 лет, учреждаются правительство и опека, которые могут быть объединены и в одном лице. Назначение правителя (регента) и опекуна как в одном лице совокупно, так и в двух лицах раздельно зависит прежде всего от воли и усмотрения царствующего императора. В случае кончины императора без соответствующего распоряжения правительство и опека над лицом несовершеннолетнего императора принадлежат отцу или матери; вотчим и мачеха исключаются. Когда у несовершеннолетнего императора нет отца и матери, то правительство и опека принадлежат ближайшему к наследию престола из совершеннолетних обоего пола родственников малолетнего императора. Закон предусматривает причины, при наличности которых правитель и опекун становятся неспособными к сему званию; такими причинами являются: 1) безумие, хотя бы оно было временное, и 2) вступление вдовых во время правительства и опеки во второй брак. При правителе государства полагается совет правительства, имеющий лишь совещательное значение; решительный голос принадлежит правителю. Совет составляют шесть особ первых двух классов, назначаемые правителем; сверх этих шести членов, но не в числе их, в совете могут заседать совершеннолетние мужского пола особы императорской фамилии, по выбору правителя. В совет правительства вступают все без изъятия дела, подлежащие решению самого императора, но опеки совет не касается. Некоторые наши публицисты (Алексеев) считают учреждение совета правительства безусловно обязательным; другие (Коркунов)считают его неизбежным лишь при учреждении правительства силой закона, а не распоряжением скончавшегося императора. Правильнее, по-видимому, второе мнение, так как в ст. 30 Основных Законов прямо оговорено, что "назначение совета и выбор членов оного полагается в недостатке другого распоряжения скончавшегося императора, ибо оному должны быть известны обстоятельства и люди". Закон высказывается в том смысле, что царствующему императору "для лучшей безопасности следует на случай Его кончины учинить выбор" правителя и опекуна. Соответственно этому поступали императоры Николай I, Александр II и Александр III, вступавшие на престол при несовершеннолетии своих наследников, при чем отделяли правительство от опеки, вверяя на случай кончины своей до совершеннолетия наследника первое — старшему из своих братьев, а вторую — императрице-супруге. Так, манифест 22 августа 1826 г. назначил правителем государства великого князя Михаила Павловича, а опеку вверил императрице Александре Феодоровне; манифест 21 мая 1855 г. определил правителем великого князя Константина Николаевича, а опеку вверил императрице Марии Александровне; манифест 14 марта 1881 г. указал как на правителя на великого князя Владимира Александровича, а как на опекуна — на императрицу Марию Феодоровну. Как повод к учреждению Р. наши основные законы указывают одно лишь несовершеннолетие императора. Манифест 22 августа 1826 г. предусматривает еще один случай: кончину императора без наследника-сына, но при беременности императрицы.
А. Я.
(от лат. regere - управлять) - временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантнос-ти престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха.
в монархических государствах временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное (регент) осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха. Условия установления Р. и порядок его осуществления регулируются нормами конституций или органических законов либо особыми законами, принимаемыми парламентом в начале каждого царствования. Регент (коллегиальный или единоличный) осуществляет всю полноту власти за недееспособного или отсутствующего монарха, он не может быть привлечён к ответственности за действия, совершенные в период осуществления регентских полномочий. В современную эпоху институт Р. действует в Испании с момента восстановления монархии (в 1947).