«РЕЖИССЁР» — словарное слово, т.е. слово, нормативное написание которого закреплено в орфографических словарях. Синим цветом с нижним подчёркиванием помечена буква, которую нельзя установить при помощи орфографического правила (орфограммы), поэтому написание слова «режиссёр» следует запомнить.
ПАДЕЖ | Ед. ч. | Мн. ч. | |
---|---|---|---|
И. | режиссёр | режиссёры | |
Р. | режиссёра | режиссёров | |
Д. | режиссёру | режиссёрам | |
В. | неод. | ||
одуш. | режиссёра | режиссёров | |
Т. | режиссёром | режиссёрами | |
П. | режиссёре | режиссёрах |
(франц. R é gisseur) — на театре лицо, руководящее актерами, игрой, представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, следящее за ходом пьесы, ведающее костюмы, декорации, словом — заведующее монтажом сцены. В ХVII в., когда на самой сцене двумя рядами (справа и слева) сидела публика, нередко шумно расхаживавшая взад и вперед, сложная сценическая постановка отсутствовала; все внимание было обращено на игру и дикцию актера. Автор сам заботился о постановке: он присутствовал на репетициях, поправлял актеров и делал надлежащие указания. В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет более надобности заботиться о деталях постановки; это — забота Р., от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы, истории и археологии, но еще много такта и уменья ладить с артистами. Зритель, глядя на пьесу, не подозрвает, какая масса труда понадобилась Р., чтобы распланировать действие, которое кажется столь естественным. Каждая интонация, жест, малейшее движение — все наперед обдумано; от Р. во многом зависит художественная совокупность исполнения, которая носит название ансамбля. Когда на сцене много народу, надо каждому указать его место, надо скомбинировать группы, надо чем-нибудь занять безмолвствующих — и в то же время направить интерес зрителя на известный пункт сцены, центральное место пьесы; если на сцене лишь два человека, надо заботиться, чтобы одна часть подмостков не оставалась долго незанятой, чтобы действие чувствовалось на всей сцене. Все это — дело режиссерского искусства, которое должно выпукло выдвинуть вперед идею пьесы, осветить главные моменты ее, умело скрыть недостатки и слабые стороны как самого произведения, так и исполнения. Все выдающиеся Р. у нас и на Западе были раньше актерами; таковы, напр., Дюбуа-Давен, 25 лет управлявший сценою Th éâtre Franç ais, Р. мейниннгенской труппы Кронек, наши Р.: Яблочкин, Е. Воронов, М. Лентовский, И. Сетов.
Ум.