, а, м.
1. Стиль современной танцевальной музыки, возникший в конце 80-х гг. XX в. в Англии и отличающийся быстрым темпом, громким монотонным аккомпанементом и вокалом речитативного характера; музыка в таком стиле.
* ► В общем, Pendulum воспользовались традиционной для рейвов схемой: взвинтив мощность звука до максимума, они раскачали (в соответствии с названием - маятник (англ.)) само пространство клуба, а людям просто не оставили выбора. (Газета.ру 16.12.10). *
2. Молодежная субкультура, возникшая на базе музыки рейв и характеризующаяся лояльным отношением к наркотикам, увлеченностью компьютерной виртуальной реальностью и своеобразным стилем одежды (для мужчин - широкие рубашки навыпуск, брюки большего размера, чем необходимо, большие незашнурованные ботинки; для девушек - короткие, в обтяжку штанишки, юбки и блузки с яркими рисунками, гольфы).
* ► Появление в техническом музыкальном оборудовании сэмплера, с помощью которого практически любой может делать свою музыку из обрывков чужой, открыл новую эпоху в развитии субкультур. Культура рейва - это всенощные бдения, культ экстази, пацифизм и унисекс. С ней связывают новые измерения клубных сцен. (НЗ, 2004, 4). *
3. То же, что рейв-пати (см.).
* ► На самом деле логично, что лучший российский рейв проходит в Питере: именно оттуда в начале 90-х пошла по России волна танцевальной культуры. В Москве не проводят хороших рейвов. Столичным любителям ночной хореографии не нравится веселиться в толпе, их формат - это закрытые пати в относительно узком кругу. А в Питере рейвы любят, на них собираются по 150 тыс. человек. (Приложение к Ъ-Газета 18.05.06).
Рейв - это просто форма тусовки, на которой молодые люди, организм которых переполнен эмоциями разного происхождения, танцуют в свое удовольствие до полного изнеможения. (Газета.ру 29.08.07). ..рейвы собирают неуправляемую толпу от 16 до 185 тысяч человек.. (Газета.ру 25.12.10). *
Є англ. rave букв. 'бред, чушь; безумство'.
(от англ. rave — буря, говорить восторженно, в исступлении, бредить, бушевать) — 1) синоним техно; 2) обозначение, в целом, любой развернутой техно-акции, будь то вечеринка или многотысячный фестиваль наподобие летнего берлинского Love parade.
Р. как таковой, скорее, принадлежит 1990-м годам. Именно тогда он был полон обжигающей новизны, бредовой силы и, по сравнению с конформизмом предыдущего десятилетия, действительно производил впечатление настоящего урагана. Р. не просто являлся модным веянием в танцах и развлечениях наподобие диско второй половины 1970-х. Речь шла о целостной эстетике, системе взглядов, субкультурной философии, если угодно. Последний раз такое в массовом масштабе происходило в 1960-е годы сроком. Сопоставление неслучайное: Р. и бросил вызов шестидесятым, и одновременно позаимствовал у них очень многое, в основном по части психоделии. Недаром гуру поколения клабберов вновь стал профессор Тимоти Лири, уже освоившийся в подобной роли за четверть века до того. Перед тем как умереть от рака, он успел побывать культовым ди-джеем и забросить в Р.-массы несколько базовых лозунгов, наподобие «компьютеры — это наркотики XXI века». Новая нарковолна содержала больший элемент гедонизма, нежели во времена Лири и Кизи, но, в конце концов, привнесла в Р. необходимую долю драматичности: под какую музыку не колись героином, последствия лучше не будут. В литературе техно-наркоидные коллизии запечатлелись в прозе Ирвина Уэлша, которому, впрочем, все равно далеко до старого битника Уильяма Берроуза.
Любовь рейверов к различным экспериментам с сознанием вновь усилила интерес к буддизму, афро-американским и вообще всем экзотическим культам, также бывший прерогативой эпохи Вудстока. Утвердившись как клубное движение, Р. очень быстро пришел к традиционно массовым формам — многолюдным фестивалям под открытым небом, освоил и перестроил под себя культовые места шестидесятников — остров Ибицу, побережье Гоа в Индии, и даже породил, в качестве локального эксперимента, движение техно-хиппи — зиппи.
С другой стороны, Р. отказался от антисистемного бунта, пацифистского пафоса и поколенческого единения, положив в основу, все-таки, подчеркнутый индивидуализм. Техно не аккомпанирует политическим манифестациям, не зовет на баррикады, не претендует изменить мир к лучшему. Рейвер по своей природе — существо одинокое. Танцпол никого не объединяет, и вхождение в транс танца — дело абсолютно персональное, ибо ритм, мощность, богатство звука можно прочувствовать только поодиночке. Каждый бежит только свою дистанцию, каждый улыбается каждому, но в первую очередь себе.
Сейчас индивидуалистический пуризм уже в прошлом. Р., как это и случается со всеми изобретениями контркультуры, стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско, из которого, собственно, когда-то и вышел. Но, несомненно, грохот ди-джейских бочек разбудил не одну беспокойную душу.
Д. Десятерик
СМ.: Виджей, Диджей, Зиппи, Кислота, Клуб, Техно, Экстази.