реквием, реквиема, муж. В католической церкви - заупокойная служба по умершем.
| Музыкальное произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза. (По первому слову лат. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой).
(нем. requiem) – заупокойная месса. Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или на тексты нерелигиозного содержания.
, а, м.
1. Заупокойное католическое богослужение; траурное музыкальное произведение.
2. Конец, крушение (переносн.).
* ► Пушечные выстрелы 14/26 декабря были его [императора Александра I] печальным и своеобразным реквиемом. // Герцен. Исторические очерки //.* *
(от лат. requies — покой) — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII—XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини, Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
(от лат. requies - покой)
жанр многочастного музыкального произведения траурно-заупокойного характера, возникший в католической культуре. Название жанра произошло от начальных слов текста «Requiem aeternam» («вечный покой») Исполняется на латинском языке солистами капеллы в сопровождении хора, органа и оркестра. Включает, как правило, пять частей: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. В новое время под влиянием процесса секуляризации жанр реквиема устратил свой сугубо церковно-ритуальный характер. Развитие светского музыкального творчества и распространение концертного исполнительства привело к тому, что, во-первых, старинные реквиемы стали исполняться музыкантами вне храмов, перед светской публикой, а во-вторых, в жанре реквиема стали пробовать свои силы композиторы, чье творчество имело внецерковную направленность. Даже если они при создании реквиема выполняли конкретный заказ определенного лица, желавшего почтить память умершего, близкого ему человека, то и в таких случаях значимость музыкального произведения выходила за конфессиональные рамки. Так обстояло дело с реквиемами В. Моцарта, Г. Берлиоза, Дж. Верди, вошедшими в сокровищницу мирового музыкального искусства. В русле той же тенденции секуляризации возник парадоксальный феномен, когда церковно-ритуальный по своей природе жанр привлекал внимание композиторов, далеких от христианства и даже более того, творивших в условиях узаконенного государственного безбожия («Реквием» Д. Кабалевского).
◘ Лит.: Петрова А. Л. Реквием как философско-этическая концепция // Вестник научного атеизма. 1982, сб. 30.
(по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. На традиционный латинский текст реквиема писали музыку многие композиторы (В. А. Моцарт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Дж. Верди); с 17 в. реквиемы создаются и на немецкие тексты из лютеранской Библии (Г. Щютц, И. Брамс), в 20 в. - на неканонические тексты (Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский).
РЕКВИЕМ [рэ], а, м.
1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.
2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.
(missa pro defunctis, Seelenmesse) — католическая обедня по умершим: музыкальное сочинение для солистов, хора, оркестра или органа. Делится на следующие части: 1) Requiem aeternam, 2) Dies irae, 3) Domine, 4) Sanctus, 5) Agnus Dei. Кроме того, бывают номера Benedictus, Lux aeterna Libera. Самые выдающиеся Р. принадлежат Гайдну, Моцарту, Керубини, Берлиозу.
Н. С.
(от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» ≈ «Покой вечный дай им, господи»), траурная заупокойная месса , посвященная памяти усопших. От торжественной католической мессы отличается отсутствием некоторых частей («Глориа», «Кредо»), вместо которых вводятся другие («Реквием» вначале, далее «Диес ире», «Туба мирум», «Лакримоза» и др.). Композиторы 15≈16 вв. создавали Р. в виде циклических полифонического склада хоровых произведений а капелла , основанных на мелодиях григорианского хорала . В 17≈18 вв. Р. превратился в крупное произведение для хора, солистов и оркестра, обычно не связанное с мелодиями григорианского хорала; полифонические средства выразительности стали сочетаться в нём с гомофонно-гармоническими. Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, исполняется в концертных залах. Всемирную известность получил Реквием Моцарта (1791), законченный его учеником Ф. Зюсмайром. В 19 в. к жанру Р. обращались Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак и др.; наиболее выдающиеся Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1874). Особое место занимает «Немецкий реквием» Брамса (1868), написанный на немецкий текст. Р. создают и современные композиторы. В их числе «Военный реквием» Бриттена, в котором литургический латинский текст сочетается со стихотворениями У. Оуэна. Лишены всякой связи с литургическим текстом Р. советских композиторов ≈ «Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» Кабалевского (1933), его же Р., посвященный памяти жертв фашизма (1963), и др.
Лит.: Schnerich A., Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W. ≈ Lpz., 1909.
Б. В. Левик.