репетиция, репетиции, жен. (лат. repetitio - повторение).
1. Упражнения, предварительная работа, разучивание при подготовке к постановке пьесы, к исполнению чего-нибудь, к выступлению. Репетиция пьесы прошла успешно. «Катя писала мне, что ее товарищи не посещают репетиций и никогда не знают ролей.» Чехов. Генеральная репетиция. Репетиция парада.
| перен. Событие, являющееся предвестием, прообразом будущего, как бы приготовлением к нему. Революцию 1905 г. Ленин назвал репетицией Октября.
2. Механизм для боя (см. бой1 в 4 знач.) и самый бой в карманных часах. Часы с репетицией.
, и, ж.
Экзамен по одной части учебного предмета.
* ► И те слушатели, которые меня понимали, иногда смущали меня своими вопросами. Но я не унывал. Любить-то меня любили; я на репетициях ставил полные баллы всем. // Тургенев. Рудин // *
(лат. repetitio — повторение)
1. Предварительное исполнение какого-либо произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению.
2. Быстрое повторение одного и того же звука (относится к клавишным инструментам).
3. Особая конструкция фортепианного механизма, позволяющая ускорить извлечение повторных звуков (простая репетиция, двойная репетиция).
4. Фактурный элемент, состоящий из быстро повторяемых звуков одной и той же высоты.
1) Подготовка, а также предварительное исполнение отдельной сцены, акта, спектакля, концерта, эпизода киносъемки и т.п.;
2) разг. пробное, предварительное исполнение чего-л.
► поздн.лат. repetitio «повторение». Заимств. из фр. répétition «1) устройство в часовом механизме; 2) театр. репетиция; 3) повторение» в конце второго десятилетия XVIII в. (Бирж., 391).
Употребляется с конца второго десятилетия в значении «бой часов» (Бирж., 391). С середины 30-х годов XVIII в. получило распространение в значении «повторение, изъяснение уроков» (Бирж., 391). Впервые фиксируется в Сл.Кург. (407) в значении «повторение». Ср.: БАС, XII, 1231. С конца 50-х годов ХVIII в. входит в театральный язык (Бирж., 391). В этом смысле слово отмечается в Сл.Яновск. (III, 544).
(от лат. repetitio - повторение),
РЕПЕТИЦИЯ, и, ж.
1. Предварительное исполнение спектакля, представления, какогон. зрелищного мероприятия, парада во время их подготовки. Р. концерта. Р. парада. Генеральная р.
2. перен. Событие, действия как подготовка чегон. в будущем. Р. праздника, новоселья.
3. В карманных часах: механизм для боя, а также самый бой (устар.). Часы с репетицией.
| прил. репетиционный, ая, ое (к 1 знач.).
(музык.) — повторение (repetizione; senza repetizione — без повторения). Знак повторения — см. Знак. Р. называется также предварительное сыгрывание или спевка перед исполнением. Перед исполнением оперы бывают Р. для солистов с фортепьяно, хоровые, оркестровые (корректурная проба), сценические, общие, в которых соединяются уже все исполнители, наконец, генеральная Р. — в костюмах. Под генеральной репетицией вообще разумеется пробное исполнение произведения вполне разученного.
Н. С.
ж. франц. повторенье, протверженье или заученье чего, проба, предварительное исполненье общими силами, подготовка. Репетиция драмы, сыгрыванье; актеры сыгрываются. Репетиция парада.
Репетиция в часах, бой вызываемый во всякое время пожатием пружины. Репетиционный, к сему относящ. Репетичное судно, состоящее при флоте и эскадре, для немедленного повторенья сигналов флагмана; для сего оно держится сбоку, вне линии кораблей, на виду у всех судов. Репетовать сигналы. Репетитор м. помощник учителя, для повторенья уроков с учениками, -торский, к сему относящийся.
(от лат. repetitio ≈ повторение),
основная форма подготовки спектакля (концерта, эстрадного представления, цирковой программы). Проводится артистами под руководством режиссёра, в музыкальном театре ≈ и дирижёра; в балетном театре Р. руководит балетмейстер. В процессе многократного исполнения произведения ≈ по отдельным сценам, актам, всего в целом ≈ постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия его идейного содержания, яркого воплощения образов. Существуют Р. ≈ монтировочные (проверка всех элементов декорационного оформления спектакля), прогонные (проверочный просмотр перед генеральной Р.) и генеральные (перед выпуском спектакля, в полном оформлении, с публикой). В музыкальных театрах практикуются также концертмейстерские (сольные и ансамблевые) и хоровые (так называемая спевка) Р. См. Режиссёрское искусство .
Термин, применяемый для обозначения степени податливости фортепьянной механики при быстром повторении звука одной и той же высоты. Различают. Р. простую и двойную. Механика с простой Р. позволяет производить 6≈8 ударов по одной и той же клавише (струне) в секунду, с двойной Р. ≈ около 12.