29 сентября 2024
450 тысяч слов
+9 за сегодня

Значения слова рефлексия

все
Словарь Ушакова
Культурология. Словарь-справочник
Педагогический терминологический словарь
Словарь лингвистических терминов
Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология
Криминалистическая энциклопедия
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Словарь медицинских терминов
Большая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

рефлексия

рефлексия, рефлексии, мн. нет, жен. (лат. reflexio - отклонение; Размышление).

1. Отражение света на поверхности предмета (физ.).

2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием.

Культурология. Словарь-справочник

рефлексия

(лат. reflexio – обращение назад)

1) размышление, самонаблюдение, самопознание;

2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Педагогический терминологический словарь

рефлексия

(от позднелат. reflexio - обращение назад, рефлексия)

   1. размышление, самонаблюдение.

   2. В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Это объясняется тем, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 239)

   важный механизм продуктивного мышления; особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте (включающая оценку ситуации и действий, нахождения приемов и операций решения задач); процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживание, самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения).

   Кроме того, рефлексия может быть направлена на предмет деятельности, на саму деятельность, на действия или индивида, или других людей, на их взаимодействия.

   (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 132)

Словарь лингвистических терминов

рефлексия

1. (поз.-лат. reflexio обращение назад)

Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий;

в лингвистике: языковая Р. – осмысление собственной речевой деятельности.

2. Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В Новейшем словаре иностранных слов и выражений (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии.

Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии";

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции:

а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта;

б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами;

в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в трансцендентальном единстве апперцепции: Я мыслю. Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия;

г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией "отраженного", или "зеркального" Я; способность мысленного восприятия позиции "другого" и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления;

в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология

рефлексия

   Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов» [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии. Ученые по-разному трактовали рефлексию:

   1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

   2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

   3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

   4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

   5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции: а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта; б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами; в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия»; г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии – первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

   6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

   7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

   8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

   9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами – то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я); способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

   10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура – взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

   11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

   12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

   13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

   14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления; в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

Криминалистическая энциклопедия

рефлексия

(позднелат. reflexio — обращение назад)

   обращенность сознания человека на самого себя, свой внутренний мир, на свои качества, состояние, на самонаблюдение и самопознание. Когда Р. касается предмета совместной деятельности, развивается особая ее форма — предметно-рефлексивные отношения. В криминалистике они ел ужат базой для предвидения поведения и действий участников уголовного процесса, противостоящих расследованию, а также основанием для разработки и выбора тех или иных тактических приемов, определения направлений розыска лиц и предметов и т. п.

Тезаурус русской деловой лексики

рефлексия

Syn: размышление, дума

Энциклопедический словарь

рефлексия

(от позднелат. reflexio - обращение назад),

  1. размышление, самонаблюдение, самопознание.
  2. В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Словарь Ожегова

рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ, и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии.

| прил. рефлексивный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

рефлексия
  1. ж. Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
  2. ж. То же, что: рефлекс (2*).

Словарь медицинских терминов

рефлексия

форма теоретической деятельности, заключающаяся в осмыслении собственных психических процессов (эмоций, влечений, мыслей и др.) или действий.

Большая Советская Энциклопедия

рефлексия

(от позднелат. reflexio ≈ обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание Р. определено предметно-чувственной деятельностью: Р. в конечном счёте есть осознание практики , предметного мира культуры. В этом смысле Р. есть метод философии, а диалектика ≈ Р. разума.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом рефлексия

  • Если для Киркегора философия – это прежде всего гегелевская философия и непосредственное отношение индивида к абсолютному достигается не в философии, а в религии откровения, то Гуссерль создает новую форму идеалистической философии, где это отношение реализуется в самоявленном духовном опыте, в основе которого – феноменологическая рефлексия.
  • Действительно и мыслящая рефлексия, поскольку она остается внешнею, исходит от некоторого данного, чуждого ее непосредственного и смотрит на себя, как на чисто формальное действие, получающее содержание и материю извне и имеющее для себя лишь обусловленное им движение.
  • В процессе побуждения, однако, рефлексия и прочие фундаментальные навыки консультирования используются стратегически для форсирования изменения (см.
  • Саморефлексия приводит к фиксации рамок идентичности, загоняя человека в ту или иную роль, которую он проигрывает, воплощает её своими мыслями и поступками, и это запускает механизм самоповторяющейся личности.