Серебряный или золоченый диск либо прямоугольник с ажурным изображением серафима в лучах сияния, закрепленный на длинном вертикальном шесте и выносимый протодьяконом во время архиерейского богослужения (в частности, при крестном ходе).
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(греч. «опахало», «веер»)
лучистый круг из золота, серебра или золоченой бронзы с изображением шестикрылого Серафима, укрепленный на длинном древке. Употребляется только при архиерейском богослужении и служит символом покровительства ангельских Сил. Рипиды употреблялись при совершении Таинства Евхаристии с самых древних времен. Первоначально они изготавливались из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и имели практическое назначение: ими отгоняли летающих насекомых от Святых Даров.
(греч. - веер, небольшое опахало) - принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга - изображение лика шестикрылого серафима.
(греч. опахало) - опахало с изображением серафима, принадлежность архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически изображают ангельские силы.
опахало, на котором изображен серафим. Символизирует ангельские силы. Рипиду используют при архиерейском богослужении. На Ближнем Востоке во время литургии с ее помощью от Святых даров отгоняли летающих насекомых.
(ριπίδιον — веер, небольшое опахало) — принадлежность богослужения в православной церкви. В древности делалась из тонких кож, полотна, павлиньих перьев и т. п. Назначение ее — отгонять летающих насекомых от св. даров. На Востоке она была особенно употребительна (упоминается уже в "Апостольских Постановлениях"). Нынешний вид Р. — серебряный или золоченый круг, водруженный на длинной рукоятке; внутри круга — изображение лика шестикрылого серафима. В настоящее время Р. употребляются только при архиерейском служении: они носятся иподиаконами при великом выходе, при изнесении архиереем креста из алтаря и вообще при крестных ходах, в которых участвует архиерей, при освящении церквей архиереем (в московском Успенском соборе, сверх того, в великую субботу). Посвящаемый в диаконы становится с Р. у престола, где, после слов: "победную песнь", производит Р. легкое движение над святыми дарами. Древнерусские формы Р. вообще и в частности рипид новгородских XII в. можно видеть в издании Прохорова: "Христианские древности" (1862—1867).
Н. Б—в.