ритм, ритма, муж. (греч. rhythmos). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь). Ритм танца. Ритм движений. Ритм русского стиха создается определенным чередованием ударных и неударных слогов. Ритм работы. Законы ритма.
(греч. rhytmos — соразмерность, стройность)
1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью;
2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Р. представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство Р. в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Нельзя просто «слышать Р.». Слушатель только тогда переживает Р., когда «сопроиз-водит» его.
Р. часто отождествляют с ритмичностью — более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим сознанием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.
Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.
Наиболее сложен Р. прозаической речи. Мы с трудом улавливаем Р. обычной нестихотворной речи, но легко обнаруживаем его нарушение, например заикание, неожиданные остановки и само-перебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов речи (в этом случае происходит «интегрирование», суммирование пульсаций).
Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх — вообще отрицательные эмоции — вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.
Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. — М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. — М., 1989; ЛЭС. — М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.
А.А. Князьков
Французское – rythme (ритм).
Латинское – rhythmus (ритм).
Греческое – «ритм».
Время появления и начала широкого употребления слова в русском языке точно не установлено. Первоначальным значением слова было «равномерное чередование элементов в музыке, движении, речи».
Производные: ритменный, ритмический, ритмично.
(греч. rhythmos)
1. Чередование каких-л. элементов, происходящих с определенной последовательностью, частотой и т. д.
2. Закономерное чередование элементов в орнаменте.
3. В одежде - это чередование элементов формы и интервалов между ними. Простейший вид Р. - повторение одинаковых форм и равных интервалов. Такой Р., называемый метрическим порядком, выражает равновесие, придает композиции статичность (например, Р. расположения складок, рельефов, пуговиц в застежках).
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(др.-греч. ρυθμός)
1) В поэзии: упорядоченное чередование звуковых речевых компонентов;
2) в лингвистике текста: упорядоченность звукового, синтаксического и словесного состава речи, обусловленного смыслом.
(от греч. rhythmos — такт, равномерность) — чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой. Периодическое повторение звуковых элементов через определенные промежутки является основой стиха; то, какие именно элементы членят текст на сопоставимые отрезки, определяет систему стихосложения (силлабическую или тоническую). Особым ритмом обладает и проза.
Рб: структура стихотворного произведения
Асс: поэзия, проза, стих
* "Речи необходим ритм так, как он необходим морю, которое мерными стопами вовеки нескончаемых гекзаметров плещет в пышный карниз Италии" (А.И. Герцен).
"Как спорый и ладный труд человека, как его походка, пляска, пенье, плаванье, так и стихи подчинены ритму и согласованы с дыханием" (С.Я. Маршак). *
Два главных гимнических ритма, Aeterne rerum conditor и Pange, lingua, gloriosi, в точности соответствуют двум русским, "Идет коза рогатая" и "Прилетели две тетери, поклевали, улетели".
(гр. rhithmos) — один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.
, -а, м.
1. Равномерное чередование звуков, речевых единиц и т.п.
* Музыкальный ритм. Ритм сердца. *
2. перен. Налаженный ход чего-н., размеренность в протекании чего-н.
* Ритм жизни. *
|| прил. ритмический, -ая, -ое и ритмичный, -ая, -ое.
* Ритмические движения. Ритмичная музыка. *
Syn: темп
(греч. rhythmos, от rheo - теку),
РИТМ, а, м.
1. Равномерное чередование какихн. элементов (в звучании, в движении). Музыкальный р. Р. стиха. Р. движений. Чувство ритма. Сердечный р.
2. перен. Налаженный ход чегон., размеренность в протекании чегон. Р. работы, производства. Р. жизни. Войти в рабочий р.
| прил. ритмический, ая, ое и ритменный, ая, ое (к 1 знач.).
(в поэзии) — см. Стихосложение.