рококо, нескл., муж. и ср. (франц. rococo) (архит., иск.). Архитектурный и декоративный стиль 17-18 вв., достигший полного своего развития во Франции при Людовике XV и отличающийся изысканной сложностью форм, причудливыми орнаментами. Постройка в стиле рококо.
(франц. rococo) - архитектурный и декоративный стиль, возникший в первой половине XVIII в. во Франции; отличается изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом (см. Стиль).
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(фр. rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты, интимные и эротические ситуации. В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны и декоративны.
стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.
стилистическое направление в европейском искусстве 1700-1760-х годов, утонченная версия завершающей фазы барокко. Во Франции ассоциируется с легкими витыми формами и куртуазной мишурой, в Южной Германии и Австрии - с почти экстатической выразительностью и пространственной сложностью. Рококо отрицает структуру, сосредоточившись на линии и на эмоции, о чем свидетельствуют такие сооружения, как церковь Фирценхайлинген И.Б. Неймана (начата в 1743 г.).
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
(франц. rococo, от rocaille — похожий на раковину) — стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII в.; для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов, эротики. Возникновение рококо связано с трансформацией барокко.
Рб: стиль
Род: стиль (в искусстве)
Жанр: мадригал, элегия, эпиграмма
Асс: барокко, стиль
Перс: К. Гоцци, В. Тредиаковский, Вольтер. "Орлеанская девственница", М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Дидро. "Нескромные сокровища", А. Херасков, К. Батюшков
* "В литературе рококо получили развитие анакреонтика, галантная лирика, различные виды "легкой поэзии", эпиграмма и элегия. Типичным жанром рококо была прозаическая, а затем стихотворная волшебная сказка (поэма)..." (А. Морозов).
"...Другая линия русского романтизма связана со школой Муравьева — Батюшкова, или, говоря точнее, с направлением рококо в русской поэзии" (М.Я. Поляков). *
, нескл., ср. (спец.)
Архитектурный и декоративный стиль во Франции XVIII в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.
* ► Благо, эта статуя, весьма, впрочем, изящная, во вкусе рококо, с пухлыми ручками, взбитыми буклями, гирляндами роз на обнаженной груди и изогнутым станом, досталась ему, комиссионеру, даром. // Тургенев. Записки охотника // *
РОКОКО (франц. rococo) – стилистическое направление, развивавшееся в XVIII в., главным образом, во Франции в период Регентства и правления Людовика XV. Рококо возникло как стиль по преимуществу декоративный, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество – черты, свойственные рококо, особенно сказались в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика из причудливо переплетающихся гирлянд, раковин, цветов, завитков, манерно изогнутые линии маскируют конструкцию зданий, сообщают утвари и мебели изысканно-хрупкие формы, не вяжущиеся с их прямым назначением. В живописи рококо культивируются фривольно трагованные мифологические мотивы, преобладает тематика "галантных" сцен и пасторалей: типичны произведения Ф. Буше и Н. Ланкре. Поздней разновидностью стиля рококо является рокайль (от франц. rocaille – украшение из раковин).
(франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й пол. 18 в. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Декоративное искусство принадлежит к высшим достижениям искусства 18 в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и внимания к личному удобству.
РОКОКО.
1. нескл., м. и ср. Стиль в искусстве 18 в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.
2. неизм. Характеризующийся таким стилем, выполненный в таком стиле. Архитектура р. Мебель р.
— название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715—23), достигшего полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжелую и скучную напыщенность искусства времен Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура Р. стремится быть легкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами; всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, стиль Р. оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею оригинальностью, роскошью и веселой красотой, живо переносящими нас в любопытную эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда — немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil). Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать, во Франции, на Версальский дворец, в Германии — на Дрезденский Цвингер, в России — на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки талантливого графа Растрелли. Стиль Р. выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла в большой почет у любителей искусства.
Ср. Schumann, "Barock und Rokoko" (Лейпциг, 1885); Gurlitt, "Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus" (Штутгарт, 1886—88) и Dohme, "Barock- und Rokoko-Architectur" (Б., 1892).
А. С—в.