роман, романа, муж. (франц. roman).
1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. «Безнадежная любовь - это только в романах.» Чехов. Бытовой роман. Авантюрный роман. Плутовской роман. Исторический роман создан Вальтер-Скоттом. Психологический роман. Евгений Онегин - роман в стихах.
2. Любовные отношения, любовная связь между мужчиной и женщиной (разг.). У нее с ним роман. «(Герой) не моего романа.» Грибоедов. «Дарья Гавриловна, в молодости имевшая роман с секретарем магистрата.» Горбунов.
Римский, из Рима (лат.), ср. Ромул, легендарный основатель Рима.
18 (5) января – преподобномученики Роман из Карпенсия и Роман Лакедемоиец.
11 февраля (29 января) – мученик Роман.
16 (3) февраля – благоверный князь Роман Угличский (Рус.).
2 марта (17 февраля) – преподобный Роман.
29 (16) марта – мученик Роман Парийский.
15 (2) мая – благоверный князь Борис (и благоверный князь Глеб), во святом крещении Роман (Рус.) (и Давид (Рус.)) (перенесение мощей).
5 июня (23 мая) – благоверный князь Роман Угличский (Рус.).
13 июня (31 мая) – мученик Роман Никомидийский.
1 августа (19 июля) – благоверный князь Роман Олегович Рязанский (Рус.).
6 августа (24 июля) – благоверный князь Борис (и благоверный князь Глеб), во святом крещении Роман (Рус.) (и Давид (Рус.)).
11 августа (29 июля) – преподобный Роман Киржачский (Рус.).
15 (2) августа – праведный Роман.
23 (10) августа – мученик Роман Римский.
24 (11) сентября и 8 октября (25 сентября) – мученик Роман.
14 (1) октября – преподобный Роман Сладкопевец.
13 ноября (31 октября) – праведный Роман.
1 декабря (18 ноября) – мученик Роман диакон.
10 декабря (27 ноября) – преподобный Роман.
(фр. roman) – литературный жанр эпического произведения большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее отношении к окружающему миру, становлении и развитии ее характера и самосознания.
(фр. roman > стар.-фр. romans повествование на романском языке (а не по латыни)
1) В литературоведении: литературный жанр; художественное произведение, гл. образом в прозе, хотя может быть и в стихах; Р. отличается большим объемом, многообразием действующих лиц, наличием нескольких сюжетных линий, временной протяженностью;
2) в лингвистике: один из жанров художественного стиля, отличающийся симметрией стилевой структуры: в нем активизируются такие стилевые черты, как конкретность, эмоциональность, образность, выразительность; в романе используются языковые средства всех уровней.
прозаич. жанр, возникший на исходе античности. Термин Р. появился в ср. века для обознач. бытовавшего в Европе повествования на «романском» (народном), яз., в отличие от ученой латыни, а затем был перенесен на близкие по содержанию произв. др.-гр. лит. Зарождение Р. относится, no-вид., еще ко II в. до н. э. или к более раннему вр., если первым его образцом считать беллетризованные «Деяния Александра». Для древ. Р., известных только в папирусных отрывках, число к-рых постоянно пополняется, характерна также прикрепленность авантюрного сюжета к ист. лицам - ассирийскому царевичу Нину, сыну афинского полководца Мильтиада Метиоху, египет. фараону Сесонхосису. Гр. Р., сохранившийся полностью, охватывает время с I до III в. н. э.: это произв. Харитона, Ксенофонта Эфесского, Ахилла Татия, Лонга, Гелиодора. Только в пересказе Фотия (IX в.) известны «Вавилоника» Ямвлиха и «Приключения по ту сторону Фулы» Антония Диогена, а «История Аполлония Тирского» дошла лишь. в переводе на лат. яз. В Греции подобные соч. носили разные назв.: «любовная повесть», «драма», «драматич. соч.» и т. д. Точных данных об авторах гр. Р. мы не имеем. Датировка сохран. Р. приблизительна. Самым ранним считается «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона (I в. н. э.). Как жанр Р. формировался в то время, когда Греция, утратив независимость, стала частью огромного гос-ва, в к-ром события развивались независимо от воли граждан того или иного полиса. Сознание этого привело к утрате идеала гражданственности, уходу в мир частной жизни и личных чувств. Предшественником гр. Р. можно считать ист. повествование, в к-рое нередко вкрапливались любовные мотивы. В Р. постепенно ист. события становятся лишь фоном для приключений пары влюбленных. В лит. плане Р. явл. неким синтетическим жанром, вобравшим в себя черты ист. повеств., интригу из последних пьес Еврипида, приключения любовной пары из новой комедии, занимательный сюжет эпоса, любовные переживания, игравшие значит, роль в александрийской поэзии, нек-рые черты науч. прозы, мн. приемы оратор, иск-ва. Появившись как жанр низовой лит. и со временем подвергшись влиянию 2-й софистики, Р. становится в нек-рых своих образцах полезным чтением и для искушенного читателя. Имеющиеся материалы позволяют говорить о двух распространенных типах Р. - авантюрно-любовном и авантюрно-бытовом. При этом гр. Р. представлен авантюрно-любовной, а рим. - авантюрно-бытовой разновидностью. Гр. любовный Р. характеризуется рядом общих черт. Сюжет развивается по стандартной схеме. Двое прекрасных молодых людей, встретившись и сразу полюбив друг др., разлучены гневом божества. На пути к воссоединению они претерпевают многочисл. приключения: плен у разбойников, продажу в рабство, заключение в тюрьму, кораблекрушение, посягательство на их честь, мнимую смерть и т. п. Во всех Р. необычайно велика роль случая. В кон. Р. всегда торжествуют любовь и верность. Герои, как и их чувство, не изменяются, оставаясь такими же прекрасными и юными, какими они были в нач. Р., т. е. время для них как бы останавливается. Неск. особняком стоит Р. Лонга «Дафнис и Хлоя», в к-ром авантюрные черты сведены к минимуму, а гл. явл. показ зарождения и развития любви юных героев. Р. Ямвлиха и Антония Диогена отличались значит, элементом фантастики и магии. Авантюрно-бытовой Р. представлен двумя сохран. соч. рим. писателей Петрония (I в. н.э.) и Апулея (II в. н.э.). Оба произв. столь оригинальны, что делать выводы об общих закономерностях этого вида Р. весьма затруднительно. Общим можно считать сатир, изображение совр. автору жизни, а отсюда и несравненно больший, чем в любом гр. Р., реализм. Близко также композ. строение Р. как серии эпизодов, единств, связующим звеном к-рых явл. присутствие гл. героя. Р. Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», рассказывающий о жизни реал, лица, мага и проповедника I в. н. э., можно отнести еще к одной, видимо, существовавшей ветви Р. - к филос. Р., единственным образцом к-рого это соч. явл.
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(франц. romans — повествование) — эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Рб: роды и жанры литературы
Род: эпические жанры
Вид: исторический роман, модернистский роман, "новый роман", плутовской роман, политический роман, психологический роман, роман-анекдот, "роман воспитания", роман в письмах, роман в стихах, роман-клип, роман-метаморфозы, роман-эпопея, рыцарский роман, социально-бытовой роман, социально-психологический роман, социальный роман, утопический роман, философский роман
Перс: Т. Смоллет, Г. Филдинг — социально-бытовой роман, Ж.-Ж. Руссо, Л. Стерн, И.-В. Гёте — психологический роман, В. Скотт, О. Форш — исторический роман, Стендаль, М. Горький, О. Бальзак, Р. Роллан, Ч. Диккенс, Т. Манн, Г. Флобер, Дж. Голсуорси, Л. Толстой, У. Фолкнер, Ф. Достоевский — социально-психологический роман, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка — модернистский роман, Вл. Зуев — роман-клип, А. Сегень — роман-анекдот, В. Пелевин — роман-метаморфозы
* "Роман должен быть зеркалом общего хода человеческих дел и жизни, а потому не может быть частной картиной нравов, в которой мы никогда не выйдем за пределы узкого горизонта социальных отношений хотя бы крупнейшего города" (Ф. Шеллинг).
"Наиболее обычной и наиболее подходящей для романа коллизией является конфликт между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств" (Г. Гегель).
"Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения — особенность реалистического романа" (С.А. Тураев). *
Роман
♦ Roman
Литературный жанр, имеющий всего два ограничения – он должен быть повествовательным и основываться на вымысле. Роман – это выдуманная история, изложенная так, словно все и на самом деле происходило именно так, или, наоборот, правдивая история, изложенная так, словно она выдумана. Ложь – не только принцип построения романа, но часто и его главная пружина. Романист ставит перед собой задачу сделать интересным то, что лишено интереса, и придать смысл тому, что лишено смысла. Он заставляет нас не столько размышлять, сколько мечтать, не столько узнавать что-либо новое, сколько переживать, и стремится не столько воспитывать нас, сколько вызвать в нас сочувствие. В романе почти неизбежны преувеличения, и, как говорил мой приятель Марк, мы и читаем их, за исключением самых великих, только ради этих преувеличений. Вот почему почти все люди любят читать романы, и вот почему даже у умнейших из них нередко возникает искушение принять их за действительность. При чтении романа ум отдыхает. Роман – это ложь, возведенная в эстетический принцип или служащая для развлечения.
Впрочем, иногда случается, что сквозь эту ложь просвечивает истина (Арагон говорил о «правдивой лжи»), которая пользуется романной маской, чтобы вернее заявить о себе. Роман идет обходным путем вымысла, но порой этот путь выводит к истине, и именно роману мы обязаны несколькими величайшими шедеврами мировой литературы. Вынужден, однако, признать, что сам я читаю все меньше романов, а те, что читаю, приносят мне все меньше удовольствия. И все чаще приходит мне в голову мысль, что роман относится к второстепенному жанру, и каждая удача в этом жанре, выходя за его пределы, только лишний раз подтверждает его ограниченность. Пруст, Селин и Джойс – великие писатели, но они, как мне кажется, велики не благодаря, а вопреки роману. Казалось бы, одним этим соображением следовало бы заранее оправдать возникновение «нового романа», который на самом деле является антироманом (ни персонажей, ни интриг, ни приключений и романтики в нем не найдешь). Но… скуку ничем нельзя оправдать. Пока что роман спасает занимательность, может, она будет спасать его и дальше. Людям пока не надоело выдумывать занятные истории.
, -а, м.
1. Большое литературное произведение повествовательного характера со сложным сюжетом.
* Исторический роман. *
2. Любовные отношения.
* У них роман. *
Syn: см. связь
РОМАН 1, а, м. Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Исторический р. Р.-эпопея.
| прил. романный, ая, ое (спец.) и романический, ая, ое (устар.).
РОМАН 2, а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У неё с ним р. Р. крутить с кемн. (находиться в любовных отношениях; разг.).
| прил. романический, ая, ое. Романическая история.