руль, руля, муж. (от голланд. ruer, букв. колесо).
1. Приспособление для управления ходом водного или воздушного судна (мор., авиац.). Право руля! или лево руля! (морская команда). Руль высоты. Руль глубины (авиац.). Класть руль или руля (см. класть).
| Приспособление того же назначения в моторном экипаже. Руль автобуса, автомобиля. Шофер сел за руль.
2. Руководящий центр чего-нибудь, руководящее место в чем-нибудь (книж.). Взять в свои руки руль государственного управления. Руль Советского корабля в надежных руках нашего великого вождя и учителя Сталина. Поставить кого-нибудь у руля чего-нибудь.
• Без руля и без ветрил (ирон.) - перен. без ясного направления и цели (взято из поэмы Лермонтова "Демон": "На воздушном океане, без руля и без ветрил, тихо плавают в тумане хоры стройные светил").
1) Р. корабля (судна) — поворотная вертикальная пластина, установленная в подводной части кормовой оконечности корпуса (иногда в носовой части); служит для изменения и удержания направления движения корабля (судиа). На ПЛ кроме вертикальных Р. для управления при надводном плавании имеются также носовые, кормовые, а иногда и рубочные горизонтальные Р. для управления под водой;
2) Р. ЛА — подвижная поверхность, создающая аэродинамические силы и моменты для управления летательным аппаратом в воздушном пространстве. Различают Р. высоты, направления, крена. Могут быть также газовые Р.
Старославянское – руръ.
Голландское – гоег (руль).
Родственная голландской словоформа со значением «руль – род весла, приделываемого сзади кормы судна для управления им» в русском языке появилась в эпоху Петра I, стала широко употребляться всеми слоями населения. Слово из «руръ» превратилось в «руль», стало произноситься отлично от голландского корня, сохранившегося в других романских языках: ср. восточнонемецкое – Ruder (весло).
Родственным являются:
Польское – rudlo.
Производные: рулевой, рулить.
Без руля и без ветрил - без ясного направления и цели
Без руля и без ветрил (ирон.) - перен. без ясного направления и цели (взято из поэмы Лермонтова "Демон": "На воздушном океане, без руля и без ветрил, тихо плавают в тумане хоры стройные светил").
собранные в единую конструкцию перо руля и баллер руля. На пере руля при его отклонении (по вороте) возникает усилие от набегающего потока воды, разворачивающее корабль, баллер является осью вращения пера руля. По расположению баллера относительно пера различают балансирные рули полубалансирные рули и небалансирные рули. На малой скорости, когда эффективность обычного руля падает, используют системы активного управления судном.
вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.
РУЛЬ, я, м. Приспособление, устройство для управления движущейся машиной, судном, самолётом. Р. автомобиля, комбайна, трактора. Воздушный р. (у летательного аппарата). Ручной р. Ножной р. Сесть, встать за р. Сидеть, стоять за рулём. Стоять у руля (также перен.: руководить, управлять; высок.).
• Без руля и без ветрил (книжн.) о чёмн. неуправляемом, подчиняющемся случайным обстоятельствам.
| прил. рулевой, ая, ое. Рулевое колесо. Рулевое управление.
(см. Судостроение). — На деревянных судах Р. обыкновенно делается составным (фиг. 1): из длинного бруса (называемого рудерписом), входящего в корпус судна через отверстие, называемое гельмпортом; к рудерпису прикрепляются деревянные брусья, составляющие перо руля; к верхней части рудерписа (голове руля) прикреплен румпель (рычаг для поворота руля). Р. наваливается на ахтерштевень на петлях, причем для того, чтобы он не уклонялся далее определенных пределов (30—40° по каждую сторону диаметральной плоскости), на руле или штевне делаются стопора из кусков углового железа. Для большей крепости головная часть Р. у деревянных судов делается вся металлическая, перо же оставляется деревянным.
Фиг. 1. Руль деревянный.
На железных судах Р. состоит из рамы, кованой или литой, покрытой листами железа (или меди, если судно ею обшито); если обшивка листами с двух сторон, то внутри рама забирается деревянными брусьями (гаками; см. фиг. 2). Для того, чтобы не потерять Р., если он отскочит с петель, к перу прикрепляется обух и к нему привешиваются цепи (сорлинь), другим концом прикрепленные к борту. Об относительной величине руля судят по отношению его площади к величине диаметральной плоскости судна.
Фиг. 2. Руль металлический (стальной), из стальной рамы, забранной внутри деревом и обшитой листами.
На судах парусных и тихоходных Р. делается узким, чтобы не замедлять ход судна (около 1/40 диаметральной плоскости); на паровых судах площадь делается большая (до 1/30); при этом на больших судах относительная площадь руля меньше, чем на малых. Для уменьшения силы, потребной для вращательного движения Р., последний делается иногда балансирным, т. е. делают перо по обе стороны оси вращения (фиг. 3), причем здесь площадь делается больше передней, для того, чтобы Р., предоставленный самому себе, приходил в диаметральную плоскость. Неудобство этого Р. состоит в его тяжести, так как он закреплен лишь в двух точках внизу, у киля и у гельмпорта, и следовательно, должен быть прочнее.
Фиг. 3. Руль балансирный.
Для увеличения поворотливости иногда делают отверстия в пере Р.; часто употребляется также Р. носовой, в дополнение к кормовому (у миноносцев); иногда делают двойной Р. (т. е. с пером из двух параллельных плоскостей, Р. Жосселя) или же два Р. кормовых, расположенных один за другим, у бездейдвудных катеров Вайта и т. д.
Р. Л—н.