25 ноября 2024
450 тысяч слов
+60 за сегодня

Значения слова русские

все
Словарь Ушакова
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Этнографический Словарь
Уральская Историческая Энциклопедия

Словарь Ушакова

русские

русские, русских, ед. русский, русского, муж. Восточно-славянский народ, составляющий большинство населения СССР, великоруссы. «Я - русский, я люблю молчанье дали мрачной.» Фет. «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою любила русскую зиму.» Пушкин.

Энциклопедический словарь

русские

народ, основное население Российской Федерации (св. 119,87 млн. человек). На Украине 11,35 млн. человек, в Казахстане 6,23 млн. человек, Узбекистане 1,65 млн. человек, Белоруссии 1,34 млн. человек, Киргизии 916,6 тыс. человек, Латвии 905,5 тыс. человек, Молдавии 562 тыс. человек, Эстонии 474,8 тыс. человек, Азербайджане 392,3 тыс. человек, Таджикистане 388,5 тыс. человек, Литве 344,5 тыс. человек, Грузии 341,2 тыс. человек, Туркмении 333,9 тыс. человек, Армении 51,5 тыс. человек (1989). Живут также в странах Америки (главным образом в США) и Зап. Европы. Общая численность 146 млн. человек (1992). Язык русский. Верующие русские в основном православные.

Словарь Ожегова

русские

РУССКИЕ, их, ед. ий, ого, м. Народ, составляющий основное коренное население России.

| ж. русская, ой.

Словарь Ефремовой

русские
  1. мн.
    1. Восточно-славянский народ, составляющий основное население России.
    2. Представители этого народа.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

русские

— как народ — см. Россия.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

русские

   , -их, мн., ед. русский, -ого. ж. русская, -ой, ж.

   Народ, основное население России.

   * Русский человек добро помнит (посл.). *

Этнографический Словарь

русские

представители древнейшей и самой многочисленной славянской нации, проживающие в основном в России.

Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были земледельческие племена, жившие в 1 тысячелетии н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX-X веках нашего тысячелетия здесь сложилось крупное славянское государство, Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "русью", "русичами", а свою родину "русской землей". Именно Киевская Русь послужила основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского.

Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территорию России разрывали на части польские, литовские и шведские феодалы. А позднее она подверглась нападению монголо-татаров. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 годы Русь перенесла 245 нашествий врагов.

Русская народность как этнически сложившаяся общность (нация) сформировалась в начале XVII века. По диалекту и некоторым особенностям материальной культуры уже тогда стали выделяться северные русские и южные русские, что впоследствии привело к появлению украинцев и белорусов.

До 1917 г. общеобразовательный уровень среди русских был крайне низким. Четыре пятых молодого населения России были безграмотными. И все же в условиях жестокого царского гнета, более чем 200-летнего монголо-татарского ига, бесконечных нашествий иноземных завоевателей русский народ создал свою неповторимую культуру и ее материальную основу - прекрасный русский язык, который по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и самых богатых из живых языков мира.

Русская земля подвергалась многочисленным нападениям захватчиков с востока, юга и запада. Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен".

В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух нашего народа, его выносливость и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, - сообщали они, - нежели принудить к плену, Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда".

Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденным, сражались отчаянно". По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у турецкой крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой".

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.

Такие видные знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой, другие великие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западно-европейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюминтрит писал, что "русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении".

Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. В нашей стране всегда осуждались и осуждаются лень, тунеядство, плутовство.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они неплохо относятся к учению, успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического волнения и напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе.

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.

Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особом состоянии души". Более всех к пониманию этого "состояния души" удалось приблизиться великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, начертавшему на бумаге фразу всего из трех слов: "Доброта спасет мир". Дрб-рота стала одним из наиболее отличительных социально-психологических качеств нашего народа.

И если вдуматься, то мы идем всем миром, всей планетой именно к этому пониманию смысла жизни и мироздания. Идем к утверждению общечеловеческих ценностей, к новому видению мира, к новой психологии.

Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности помимо тех качеств, о которых говорилось выше, нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Как это ни парадоксально, именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. В них важно видеть стремление народа избавиться от всего наносного, неглавного, мешающего его развитию.

Нельзя забывать и о том, что, уповая на народную мудрость, мы сами часто поступаем не совсем разумно. Например, водители-русские нередко оправдывают превышение установленной скорости движения тем, что русские, мол, любят быструю езду. Есть такая народная поговорка: "Какой русский не любит быстрой езды?". Знал бы великий российский писатель Н.В. Гоголь, акцентировавший внимание на этом, сколько его соплеменников впоследствии поплатились за подобное пристрастие своей жизнью и здоровьем!

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда нужное и соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом". Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивыми и болтливыми. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Уральская Историческая Энциклопедия

русские

(в конце XIX - нач. XX вв. употреблялось также назв. великорусы, или великороссы)

   один из крупнейших народов мира. О происхождении этнонима нет единого мнения; большинство ученых связывают его с назв. р. Рось, притока Днепра, с древнейшим им. славянского племени россов (росичей, родиев). Формирование рус. этноса происходит после распада древнерус. гос-ва; ядро этнической тер. Р. - верховья Волги и Зап. Двины. Уже в XII-XIII вв. Р. проникают в Сев. Приуралье. Активное заселение Р. У. нач. со второй пол. XV в. Перепись нас. 1897 зарегистрировала в регионе 7013 тыс. чел. Р. (71,4% всех жителей), перепись 1989 - 14669 тыс. чел. (72,8%). Проживают практически во всех ур. р-нах. В традиционной культуре и быту наблюдается переплетение элементов северорус. и среднерус. происхождения. Нек-рые черты были заимствованы у местных народов. Осн. сферами хоз. деятельности Р. первоначально были с. х-во, промыслы, ремесла и торговля. С XVIII в. видное место в х-ве стало принадлежать крупному произв., в первую очередь горнозаводскому. Нар. жилище Р. - дома с крытыми дворами, вплотную примыкающими к жил. ч. (типы: дом брусом, двойной дом, тройной дом, дом кошелем), и дома с открытыми посередине дворами и замкнутыми по периметру надворными постройками и навесами (типы: четырехстенная изба, изба со связью, пятистенок, шестистенок). Традиционная верхняя одежда Р. - однобортные кафтаны (понитки, шабуры, сибирки, армяки, азямы), шубы и полушубки, тулупы, зипуны, бешметы, яги и совики; нательная мужская - туникообразные рубахи, рубахи на кокетках, порты - штаны с шир. шагом, штаны, сходные покроем с брюками; женская - рубахи-становины, дубасы, сарафаны, юбки и кофты. Во второй пол. XIX - нач. XX в. широко внедряются пиджаки, сюртуки, платья гор. фасона. Влияние г. на традиционную одежду Р. на У. оказалось большим, чем в др. регионах.

   Составные ч. рациона питания Р.: хлеб (выпекался из ржаной, пшеничной, овсяной и ячменной муки), др. мучные и крупяные изделия, мясные и рыбные блюда, молоко и молочные продукты, ягоды, грибы, орехи, травы, пиканы, овощи. В нач. XX в. значение "второго хлеба" приобрел картофель. Потребление пищи строго регламентировалось конфессиональными традициями. Большая ч. Р. издавна придерживалась официального православия. С 1660-х на У. появляются раскольники - приверженцы "старой веры". Осн. течением ур. раскола стало т.н. "часовенное согласие".

   Фольклор Р. чрезвычайно богат и отличается разнообразием жанров. В XVIII в. на У. был создан "Сборник Кирши Данилова" - выдающееся собр. былин и ист. песен. В репертуар народа входили также предания, легенды, пословицы и поговорки, сказки, былички, лирические и обрядовые песни, причитания и пр.

   Лит.: Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988; На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии севернозауральских крестьян XVII-XX вв. М., 1989; Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX в. Пермь, 1991.

   Миненко Н.А.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc