(подруга, приятельница, дружественная; Руфь 1:4, 14:2, Мф 1:5 и др.) — имя Моавитской женщины, жены Махлона, отец которого, Елимелех, с женою Ноеминью и двумя сыновьями переселился по причине голода из Вифлеема иудейского в Моавитскую землю. Здесь сыновья его женились на Моавитянках, и здесь скоро умер Елимелех, а за ним и сыновья его. Вследствие сего Ноеминь осталась вдовою с двумя снохами, Орфою и Руфью. Услыхавши, что голод прекратился, Ноеминь решила возвратиться домой и оставить Руфь и Орфу на их родине. Орфа осталась, но Руфь не пожелала отстать от нее. Руфь сказала: «не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду; и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом и твой Бог моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду. Пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руфь 1:16-17). И так они пришли вместе в Вифлеем к самому началу жатвы ячменя. Ноеминь имела здесь богатого родственника по имени Вооз. Следуя простоте нравов тех времен, Руфь, чтобы удовлетворить первым потребностям жизни, однажды пошла на его поля сбирать колосья. Вооз заметил ее и спросил, кто она и откуда, и когда узнал, что она была родственница ему, явил к ней особенное расположение. Этого было недостаточно: согласно иудейским законам, Руфь могла надеяться сделаться женою Вооза и действительно имела некоторое право на это. Ноеминь, бывшая и прежде ее доброю советницею, дала ей совет и на сей раз, как поступить в этом деле. Руфь последовала совету ее и легла при ногах Вооза в то время, когда он спал на гумне. Это повело к объяснению. Вооз признал свои родственные отношения к ней, но заметил, что есть еще один ближайший родственник, которому должно быть предоставлено означенное право. Удобный случай к решению этого вопроса скоро представился. Вооз сидел однажды при городских воротах, а тот ближайший родственник, который имел право на брачный союз с Руфью, проходил мимо его. Ему было предложено искупить наследие Елимелеха через женитьбу на Руфи. Родственник отказался по причине своей неспособности к брачному сожитию и передал свое право в пользу Вооза, который таким образом, искупил наследие Елимелеха и его сыновей, вступивши в брак с Руфью Моавитянкою. Плодом этого брака был Овид, дед Давида, и таким образом, Руфь Моавитянка, язычница, сделалась одною из прародительниц Господа Иисуса Христа. О самой Руфи далее ничего не упоминает св. евангелист Матфей в родословии Господа (1:5).
(Руф.1:4,14,15,16,22; Руф.2:2,8,18,19,21,22; Руф.3:5,9,16; Руф.4:5,10,13; Мат.1:5) — моавитская женщина, жена одного из сыновей Елимелеха, который со своей женой Ноеминью ушел из Вифлеема во время голода в Моавитскую землю. Вооз женился на ней и она стала праматерью Давида.
♦ Моавитянка; овдовевшая сноха Ноемини:
Руфь 1:3-5
♦ пошла с Ноеминью в Вифлеем:
Руфь 1:22
♦ подбирала колосья на поле Вооза:
Руфь 2:2-17
♦ спала у ног Вооза:
Руфь 3:1-14
♦ стала женой Вооза:
Руфь 4:1-13
♦ родила Овида:
Руфь 4:13-17
♦ прародительница Давида:
Руфь 4:17-22
♦ прародительница Иисуса:
Мф 1:5
— известная библейская женщина, именем которой названа библейская "Книга Руфь". Жизнь ее относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью, приняла ее религию и переселилась с нею из Моава (куда Ноемин с мужем временно удалялись из Палестины по случаю голода) в Вифлеем, где они и поселились. Добродетельная жизнь и красота молодой Руфи были причиной того, что она сделалась женой богатого Вооза и стала таким образом бабкой царя Давида (потомка Вооза), а через Давида — и праматерью божеств. Сына Давидова, И. Христа, в родословной Которого, среди немногих женщин, значится и ее имя (Матф., I, 5). История ее жизни подробно изложена в "Книге Руфь". Это — своего рода буколическая повесть, яркими красками рисующая патриархальный быт того времени. Рассказ о том, как бедная Руфь собирала колосья на жатве богатого Вооза, как последний, обратив на нее внимание, приказал рабочим побольше оставлять недожатых колосьев, как, по совету свекрови, Руфь стыдливо предъявила свои родственные права на Вооза и как последний перед старейшинами города утвердил свое право на нее, изложен с неподражаемой простотой и искренностью. Книга Руфь принадлежит к числу канонических и помещается вслед за книгой Судей, с которой некоторые (как И. Флавий) даже сливали ее. В тексте книги встречаются арамаизмы и позднейшие грамматические формы, что давало повод некоторым исследователям относить ее происхождение к гораздо более позднему времени; но эти арамаизмы могли быть результатом позднейшей редакции и нисколько не колеблют предания о принадлежности ее Самуилу.
А. Л.