сага, саги, жен. (нем. Sage).
1. В древнескандинавской поэзии - народное сказание, былина, памятник мифологического или легендарно-исторического характера (ист., лит.). Сага о Фритиофе. Исландские саги.
2. Поэтическое сказание, легенда (поэт.). «Студеный ключ играет по оврагу и, погружая мысль в какой-то смутный сон, лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он.» Лермонтов.
жанр древнеисландской литературы - исторические рассказы гл. образом о родовых распрях (т.н. родовые саги). большинство записей саг относится к 13 в.
(древнесканд. saga, от sedja — сказывать) — одна из разновидностей эпоса. В древнескандинавском фольклоре — прозаическое повествование о богах и героях со стихотворными вставками. В переносном (расширительном) смысле — обширное эпическое повествование.
Рб: роды и жанры литературы
Род: эпические жанры
Пример: Дж. Голсуорси. "Сага о Форсайтах"
* "Для современных скандинавских литератур древние саги составляют живое наследие. Мотивы и образы саг часто звучат в произведениях писателей XIX—XX веков, например, у Г. Ибсена, Х. Лакснесса" (А.Ф. Головенченко). *
Са́га - средневековый жанр древнескандинавской литературы; героический эпос, соединяющий стихотворные и прозаические описания деяний древних скандинавов со сказаниями о германских языческих богах и о мифологической картине мира.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
, -и, ж.
1. Древнескандинавская или древнеисландская героическая или историческая повесть о богах и героях.
* Саги о королях Норвегии. *
2. перен. Сказание, легенда.
* Героическое время рождает саги и песни. *
ж обл. (новорос.) долгий песчаный мыс, коса (Даль, 4, 127). Заимств. из тюрк. (Фасмер, 3, 543). Радлов сага (каз.) 1. подошва горы; 2. устье реки (4, 261); caha (крым.) открытое поле (4, 282).
♦ (ENG saga)
термин, используемый нек-рыми учеными, в частности Карлом Бартом (1886-1968), для обозначения историй, описываемых в главах Книги Бытия (1-11), к-рые, по его мнению, являются воображаемыми и поэтическими реконструкциями изначальной истории. Их можно принимать не на базе истории или науки, а на основе веры, данной Святым Духом.
Сага в германо-скандинавской мифологии богиня прорицания.
город в Японии, на о. Кюсю, административный центр префектуры Сага. 170 тыс. жителей (1992). Машиностроительная, хлопчатобумажная, фарфоро-керамическая промышленность. Рыборазведение. Торгово-промышленный музей.
САГА, и, ж.
1. Древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. Саги о викингах.
2. перен. Нечто легендарное и поэтическое (высок.). Таинственные саги прошлого.
(древнесканд. Saga) — богиня скандинавской мифологии, о которой имеется мало данных. По Grimnism á l Эдды, С. обитает на Сёкквабекке и ежедневно пьет там с Одином из золотого сосуда. По-видимому, С.— лишь другое название Фригги, супруги Одина. Мюлленгофф видит в С. олицетворение отражения солнца в воде.
— см. Исландская литература. Кроме указанных в этой статье памятников, особое внимание привлекают саги, содержание которых так или иначе связано с Россией. Заключающийся в них исторический, бытовой и литературный материал далеко еще не исчерпан научно. Он относится отчасти к древнейшему, доваряжскому периоду русской жизни: такова, напр., Hervararsaga, автор которой пользовался очень древними, не дошедшими до нас песнями (лучшее издание — Bagge, "Norr öne Skrif ter" 1873; исследование Heinzel'я, "Ueber die Hervararsaga", в "Sitzungsberichte Венской акад." 1877, т. 114). Большей частью содержание этих С. относится к варяжскому периоду. Рядом с легендарными мотивами мы находим здесь рассказы, производящие впечатление исторической правды и могущие до известной степени дополнить повествование русской летописи. Orvar-Oddssaga дает любопытную параллель к летописному рассказу о смерти Олега (последн. изд. Boer, Галле, 1892); сага об Эймунде ("Eymundorsaga", пер. Сеньковского (в "Библ. для чтения", 1834) переносит нас в эпоху княжения Ярослава Мудрого и т. д. Много отрывочного материала дают и другие саги; он собран в устаревшем теперь издании "Antiquit és russes d'après les monuments historiques des Islandais et dos ancien s Scandinaves" (изд. Soci été des Antiquaires du Nord, Копенгаген, 1852). О Киеве в скандинавском предании см. Дашкович, "Приднепровье и Киев по некоторым памятникам древнесеверной литературы", в "Киевск. унив. известиях", 1886, 11, и А. Веселовский, "Киев — Град Днепра", в "Записках ром.-герм. отдел. Филол. общ. при Спб. университете", вып. I, СПб., 1888. На русский язык переведено очень незначительное число саг; кроме вышеуказанного перевода саги об Эймунде — "Извлечение из саги Олава, сына Триггвиева, короля Норвежского. Пребывание Олава Тр. при дворе Владимира Великого", пер. с исландского С. Сабинина; "Сага о Финнбоге Сильном", Ф. Д. Батюшкова ("Журн. Мин. нар. просв.", 1885); "Сага об Эйрике Красном" С. Н. Сыромятникова (СПб. 1890; здесь повествуется об открытии Америки исландцами в конце X в. и об основании там первой исландской колонии в начале XI в.). Оба последние перевода снабжены предисловиями, посвященными характеристике С. вообще. Хороший краткий очерк исландской литературы с перечнем С. и библиографическими указаниями дает О. Brenner, "Altnordisches Handbuch" (2 изд. т. I; Лпц., 1896).