сад, сада, о саде и в саде, мн. сады, муж.
1. Участок земли, засаженный разного рода растениями (деревьями, кустами, цветами), обычно с проложенными дорожками. Развести или разбить сад. Заложить сад (развести; спец. о плодовом саде). «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад.» Гоголь. «А у самой дороги прохладный и тенистый раскинулся сад.» А.Блок. «Сады благоуханием наполнились живым.» Лермонтов. Общественный сад. Городской сад. Колхозный сад. Гулять в саду. Фруктовый сад (с плодовыми деревьями). Ботанический сад (учреждение, где с научной и учебной целью культивируют растения всех стран света, разных климатов). Зоологический сад (см. зоологический). Действующее лицо в "Вишневом саде" Чехова.
2. только мн. Огород (обл.). Овощные сады.
• Детский сад - учебно-воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста. Зимний сад - помещение в доме, обставленное живыми растениями и деревьями.
Общеславянское – sadъ.
Старославянское – садъ.
Древнерусское – садъ.
Слово «сад» известно в древнерусском языке с XI в., куда пришло из старославянского. Слово общеславянского происхождения и является производным от «садити» (что в буквальном переводе – «заставить сесть»).
Глагол «садити», в свою очередь, восходит к индоевропейскому корню sed (sod). Таким образом, изначально «сад» – «насаждение, то, что насажено».
Родственными являются:
Украинское – сад.
Болгарское – сад.
Производные: садовый, садовник.
(Sade) Донасьен Альфонс Франсуа де (1740 - 1814), маркиз, французский писатель. В 1772 заключен в тюрьму по обвинению в разврате. Освобожденный в 1790, во время Великой французской революции, напечатал написанные в тюрьме романы "Жюстина, или Злоключения добродетели" (1791, 1794). "Новая Жюстина..." (1797), книгу "Философия в будуаре" (1795) (все в 1801 конфискованы); книгу "Сто двадцать дней Содома" (опубликована в 1931-35). В произведениях Сада патологическая эротика, инцест неотделимы от насилия и жестокости (отсюда садизм); сочинения Сада переполнены описанием пыток, убийств, богохульств. Созданные в стиле жизненного правдоподобия, романы Сада по существу абсолютно фантастичны, носят черты утопии. Снимая все моральные, культурные, социальные нормы и запреты, Сад превращает человека в чисто "природное" существо, в биологический механизм. С 1803 пожизненно в лечебнице для душевнобольных.
САД, а, о саде, в саду, мн. ы, ов, м.
1. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами; сами растущие здесь деревья, растения. Фруктовый с. Цветущий с. Расцвели сады. Зимний с. (помещение в доме, здании, имитирующее сад, с живыми деревьями, растениями, цветами).
2. В нек-рых названиях: учреждение, коллекционирующее, разводящее и изучающее растения, животных. Ботанический с. Зоологический с.
3. То же, что детский сад. С.-ясли.
• Детский сад воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста.
| уменьш. садик, а, м. (к 1 знач.).
| прил. садовый, ая, ое (к 1 знач.) и садовский, ая, ое (к 3 знач.; разг.). Садовая ограда. Садовый инвентарь. Садовские ребятишки.
• Голова садовая (прост.) о глупом человеке, разине (обычно при обращении).
Сады Арамнды - о чем-либо чудесном, великолепном
♦ Саади в русских переводах XVII в. назывался "Кринный дол" и "Деревной сад".
(Чис 24:6). Сады у евреев, несомненно, были просты и мало возделаны. Указания на них делаются кроме вышеуказанной цитаты, в Иов 8:16, в 3 Цар 21:2 в кн. Песн 4:4-12 и в Ек 2:5. Сады главным образом были предназначены для разведения плодовых и тенистых деревьев, равно как и ароматических растений и трав. В Свящ. Писании указывается также на сады с розовыми и оливковыми растениями. Водные резервуары, в форме ли то фонтана, колодца или ручья, протекающего через сады, считались необходимою принадлежностью садов. О садах в окрестностях Дамаска говорится, что они орошались маленькими потоками, протекающими во всех частях оных. Прекрасные указания на это содержатся в Прит 21:1 и у Ис 58:11. В Свящ. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском, в котором Господь часто бывал с учениками Своими, и где Он пред Своими страданиями молился до кровавого пота (Мф 26:35 и др.). Хорошо орошенный сад и сад безводный служат символами благословения и проклятия Божия. Сады в Персии в настоящее время содержатся очень хорошо, и обрабатываются с большим тщанием. В Палестине иногда они служили местом погребения (Ин 19:41), равно как и местами отправления религиозных обрядов и молитв (Ис 1:29). Их часто ограждали забором, или решеткою. Среди них ставилась иногда сторожка, довольно обширная, чтобы защитить сторожа от бури и от жара. Этот обычай вполне объясняет слова Ис 1:8. Подобные сторожки нередко видятся и ныне в Египте среди обширных полей, огородов, садов. В древнее время Иерусалим, весь окруженный садами, представлял собою как бы один прекраснейший сад; но не то, к сожалению, там в настоящее время. Правда, садоводством и разведением растений занимаются в Палестине и ныне оседлые жители, и несмотря на беспечность жителей и теперь еще многие места удивляют красотою своих садов и своею растительностью, но, в общем, всюду видны следы упадка и разрушения и земля ждет своего возрождения.
(4Цар.19:23 ; Ис.37:24) — см. Кармил,в.