летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой для образования тяги и крылом, создающим при движении в атмосфере подъемную силу. По назначению различают самолеты гражданские, военные (истребители, бомбардировщики, штурмовики, многоцелевые и др), учебно-тренировочные, спортивные и специального назначения (санитарные, для борьбы с пожарами и др), по скорости полета - дозвуковые, сверхзвуковые; по типу шасси - на сухопутные (в т. ч. палубные самолеты), гидросамолеты; по характеру взлета и посадки - вертикального взлета и посадки, укороченного взлета и посадки, обычного взлета и посадки; по типу силовой установки - с поршневым двигателем, с реактивным двигателем; по числу крыльев - монопланы, бипланы, полуторапланы, по расположению оперения относительно крыла и крыла относительно фюзеляжа и другим признакам.
летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила создается потоком воздуха, обтекающего неподвижные крылья, а сила тяги — силовой уста-, новкой (двигателем). Боевым С. называется С, имеющий разнообразное вооружение и предназначенный для поражения наземных и воздушных целей или для выполнения специальных задач. В зависимости от выполняемых задач боевые С. подразделяются на самолеты-бомбардировщики, истребители-бомбардировщики, истребители, разведчики и транспортные. Кроме того, имеются специальные самолеты связи и санитарные.
летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки и крыльев (в ряде случаев с изменяемой геометрией). Различают: гражданские, военные; винтовые, реактивные, поршневые, турбовинтовые, турбореактивные, ракетные; до-, сверх-, гиперзвуковые; сухопутные, корабельные, гидросамолеты; вертикального, короткого, обычного взлета и посадки; экспериментальные, опытные, серийные. Первые полеты на самолете осуществили братья О. и У. Райт (США) в 1903. К нач. 90-х гг. созданы самолеты с максимальной скоростью св. 3000 км/ч, потолком до 24-27 км, дальностью полета св. 10 000 км, грузоподъемностью до 250 т, пассажировместимостью до 550 человек.
или самолетный стан — ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока (см. Ткацкий станок).